Одно из старинных украшений для женщин Юга России, выполняемый из бисера и бусин. Данные работы выполнены по нескольким старым схемам южнорусского плетения (Воронежа, Орла, Тулы, Смоленска).
ГАЙТАН (ГИРДАН)
Бисерное рукоделие пришло к нам как плетение, ткачество, вышивание и другие ремесла из глубин истории, предаваясь из поколения в поколение.
Изделия, снизанные из мелких бус и бисера, известные еще в Древнем Египте и Индии, до сих пор украшают одежду народов Ближнего и Дальнего Востока, Африки и Индии, Американского континента и островов Тихого океана (Океания), Европы и Азии. Это эфиопские чале, индийские мала и хар, кубинские кояр и гаргантыя, ангольские миссанга, болгарские, румынские и молдавские гарданы и згарды, украинские герданы и сылянки, словацкие нагрделники, русские гайтаны, цепочки и ожерелки, белорусские пляцёнки и горлячки, таджикские гулубанд и фарал, узбекские зебигардан, литовские каролинес и многие другие украшения. Разнообразные по форме, названиям, орнаментации, колориту, композиции и технике исполнения, они свидетельствуют о природном национальном талан те, художественном вкусе и мастерстве многих умельцев разных стран.
Носили украшения в разных странах по-разному: по одному или по несколько одновременно, каждый день или только в праздники, с детства и до старости или только в молодые годы. Во многих районах, где изготовляли украшения, они были неотъемлемой частью не только женского, но и мужского костюма.
На территории нашей страны изделия из стекла, бусы и бисер были известны у народов, населявших ее еще в VI-V вв. до н. э. Уже тогда украшали вышивкой бисером одежду и обувь, предметы женского туалета скифы и сарматы, а в начале нашей эры - древние славяне. Во времена Киевской Руси IX-XII вв. женщины и дети носили украшения в виде стеклянных бус и браслетов разной формы и цвета. Начиная с XV в. для изготовления церковных одежд и утвари, предметов для царского двора рукодельницы начали широко использовать венецианский бисер, соединяя его с драгоценными камнями и русским жемчугом, добываемым более чем в двухстах водоемах Российского государства. Из русского и привозного жемчуга низались женские украшения для знати и зажиточных крестьянок Русского Севера, а начиная с XVIII в. бисер, ввозимый из Венеции и Богемии (Северная Чехия), стали применять в домашних рукоделиях и украшении народно го костюма.
Большого расцвета изготовление бисерных украшений достигло в конце XIX - начале XX в. в юго-восточной части России, у народов Поволжья и Приуралья, Сибири, Крайнего Севера и Дальнего Востока, Средней Азии и Закавказья, в отдельных районах Беларуси, Литвы, Украины. Женщины и девушки низали ажурные воротники и длинные ленты подвесок, косоплеты и косники, пояса и сережки, украшали головные уборы бахромой и поднизями, ряснами и позатыленями. Разные по форме и размерам, орнаментальным мотивам и колориту, эти украшения придавали праздничность одежде, раскрывали неповторимый талант, вкус и мастерство их создателей - тысяч неизвестных самобытных мастериц.
Изготовляли украшения, нанизывая бисер на одну и более нитей (иногда до 30), вручную и ткали на специальном станке с нитяной основой. Набирали бисеринки на суровую вощеную нитку, конский волос или тоненькую проволоку. Переплетая нити с нанизанными по счету бисеринками, мастерицы создавали яркие, красочные узоры, чередуя геометрические, стилизованные растительные или зооморфные орнаменты. Рисунки для украшений мастерицы придумывали сами и заимствовали из узоров тканых, плетеных и вышитых изделий.
В местных названиях бисерных украшений нет четкого разграничения. Очень часто одинаковые по форме и назначению изделия имеют множество местных названий, которые возникли от способов изготовления, расположения украшения в костюме, орнаментальных мотивов.
Шейное украшение из бисера в виде ажурного воротника разной ширины украшало женскую рубаху. Такие украшения из очень крупного бисера, снизанные сеткой с большими ячейками в виде ромбов или квадратов, в России называли борода, жерелок, подшейник, подгорлок, ошейник, зажельник, раз метка и т.п.
Нагрудное украшение в виде кольца из тканой или ажурной ленты из бисера разной ширины и длины с конца ми, соединенными в медальон, называется гайтан (в переводе с древнегреческого и древнелатинского - плетешок, тесьма, шнурок), итан, чопка, королеска, сетка, чапочка. На гайтане - шнурке носили нательный крест, гайтан - плетешок украшали монетами, ракушками, большими бусинами.
Узенькие полоски из бисера для украшения шеи и головных уборов называли цепочка. Круглые объемные шнуры жгут или круглая цепочка. В праздники носили наручные украшения - заручья и браслеты.
В Беларуси женские украшения из бисера в виде узкой узорной ленты, плотно прилегающей к шее, и закругленных воротников были известны в Гродненской и Гомельской губерниях. Их называли пляценка - от способа изготовления и горлячка - от места ношения на шее, В наши дни они популярны в селе Неглюбка Ветковекого района Гомельской области.
Украшения в виде нагрудников, шнуров, цепочек различной формы из бус, бисера, монет и раковин каури были распространены у многих народов Поволжья и Приуралья: чувашей, марийцев, удмуртов, татар, башкир. Особенно красочны и разнообразны бисерные украшения мордовских женщин. Они украшали головные уборы вышивкой бусами и бисером, металлическими бляшками, сетками поднизей, налобников и позатыленей. Нагрудные украшения в виде больших круглых воротников из крупного бисера разноцветных орнаментов называли цифкс, тифкс, крганьпирф, комбоне и др. Интересны ми и красочными были поясные украшения пулай, пулагай, дополненные длинными нитками разноцветного бисера. Из бисера плели накосники, ушные подвески пилексоргя, длинные цепочки гайтанов - крьоскольне, круглые шнуры.
Искусство низания украшений из мелких бус и бисера сохранилось у местного населения Сибири, Крайнего Севера и Дальнего Востока, отдельных районов Средней Азии и Закавказья.
Крестьянские украшения из бисера многих народов Российской державы благодаря красоте и разнообразию форм в конце прошлого и начале нашего века были известны далеко за пределами Родины. Они экспонировались на международных выставках и ярмарках, продавались в магазинах кустарных промыслов Австрии, Англии, Америки, Германии, Франции и других стран. На наших образцах обучались в рукодельных школах Европы.
В начале XX века художественные изделия из бисера, очень разные по своему назначению, форме, размерам, цветовым сочетаниям, пользовались большой популярностью и у город ского населения. Наряду с открывшимися в конце XIX в. в селах кустарными мастерскими кадры бисерщиц начали готовить в Петербургской школе народного искусства и школах художественных рукоделий многих губерний России.
После революции, во время гражданской войны 1917-1922 гг. перестали существовать многие рукодельные мастерские и школы бисерщиц, но любовь к бисерным украшениям и умение их создавать сохранились у многих народов и до настоящего времени. В предвоенные и послевоенные годы увлекались вышиванием бисером и стеклярусом платьев, сумочек, кошельков, а в 70-е годы стало возрождаться низание.
Сегодня полузабытое искусство изготовления бисерных украшений обрело новую жизнь. Следуя народным традициям, многие мастера создают украшения новых форм, узоров, расцветок. Изготовленные ими современные украшения из бисера и стекляруса, как и старинные, прекрасно сочетаются с одеждой, дополняя и украшая ее. Это длинные полосы гайтанов и герданов, похожие на кружева ажурные сетки воротников, узкие полоски шейных украшений, витые объемные шнуры, разнообразные цепочки, пояса, браслеты, сережки, бретели к платьям-сарафанам, налобные повязки и многие другие.
ПОДГОТОВКА К РАБОТЕ
Материалы и инструменты
Для работы понадобятся бисер и стеклярус, мелкие бусы, иголки, нитки, нитковдеватель, ножницы, немного воска, альбомы для узоров, фломастеры или цветные карандаши.
Бисер можно применять любой вели чины и цвета. Пригодятся для работы старые и рассыпавшиеся бусы, из которых можно сделать новые украшения. Хранят бисер, стеклярус и бусы в отдельных посудинах с пробками: стеклянных пузырьках, флаконах, коробочках. Во время работы бисер раскладывают в маленькие розетки или высыпают на ворсистую ткань, с которой его легко набирать на иголку.
Иголки нужны тонкие (№ 0 или 1) с длинным ушком. Если нет иголки, низать можно ниткой, обмакнув ее конец в клей или лак для ногтей.
Нитки применяют обычные: катушечные, шелковые, капроновые, а также тонкую леску. Для придания нитке упругости ее вощат - слегка протирают воском.
Нитковдеватель применяют при низании без иголок.
Бумага в прямую и косую клетку, альбом, карандаши и фломастеры понадобятся при переснимании и составлении узоров.
Станок - приспособление для изготовления украшений способом тканья
Техника низания
В народных бисерных украшениях наблюдается разнообразие способов изготовления. По количеству иголок и ни ток, необходимых для работы, различают низание в одну нить или одной иголкой, т. е. ниткой или ниткой с иголкой; в две нити или двумя иголками - низание ниткой с иголками с двух сторон. В зависимости от расположения бусинок при нанизывании существует несколько способов изготовления украшений:
В крестик - наиболее распространенная техника низания цепочек разной ширины в виде густой сетки с крестообразным расположением бисеринок.
Мозаика - нанизывание бисеринок в каждом ряду в шахматном порядке, то есть через одну.
Плетение - самый распространенный способ изготовления украшений, наподобие плетения кружев на коклюшках. Плели изделия узкими на 3-8 нитках и широкими - до 25-30 ниток, соединенных на одном конце в узел. На каждую нитку по счету соответственно узору набирали цветные бисеринки и переплетали под прямым или косым углом, создавая ажурные композиции сетки с ячейками разной формы. Таким же способом оплетали всевозможные сосуды, флаконы и другие пред меты быта.
Низание - нанизывание бисеринок на нитку сквозной (ажурной) сеткой, наподобие вязания кружев крючком воздушными петлями.
В столбик или столбиком - нанизывание бисеринок снизу вверх в виде круглого или квадратного шнура.
Тканьё - изготовление украшений на станке с нитяной основой способом простого перебора.
ГАЙТАНЫ И ГЕРДАНЫ
Их изготовляют вручную и на станке, короткими и длинными, широкими и узкими, украшенными бахромой из бисера и всевозможными подвесками, ажурными, сплошными, комбинированными.
Гайтан ажурный с прямоугольным медальоном нижем по способу косой сетки в две нити при помощи рабочей нитки (длиной 120-150 см) с иголками на концах, как и ажурные цепочки, с той разницей, что одновременно с нанизыванием первого ряда нанизываем и бахрому (рис.1)Цепочка в три ромба: а - з — последовательность выполнения; и - общий вид.
При изготовлении гайтана шириной в пять ромбов со сторонами в три бисеринки (рис. 2.) для 1-го ряда иголкой II набираем на середину рабочей нитки три (1-3) бисеринки начала ряда и 10-30 для бахромы. Иголку II протягиваем в предпоследнюю и все после дующие бисеринки бахромы, затягивая нитку, и набираем снова три бисеринки для первого ряда и 10-30 на бахрому. Таким способом справа налево нижем 1-й ряд, заканчивая его шестой ниткой бахромы. 2-й ряд также нижем иголкой II - справа налево. Начинаем его петлей из четырех бисеринок (19-22), протягивая иголку с ниткой в предпоследнюю (17) бисеринку 1-го ряда: Притягиваем нитку, чтобы не провисали бисеринки, и набираем четыре петли по три бисеринки, пропуская иголку II с ниткой в средние бисеринки петель 1-го ряда (между бахромой). Заканчиваем 2-й ряд одной бисерин кой, протягивая иголку II в первую бусинку 1-го ряда. Иголка II остается слева, а иголкой I нижем 3-й и 4-й ряд слева направо и справа налево. В такой последовательности нанизываем медальон гайтана нужной высоты длины. Закончив медальон, нанизываем боковые ленты гайтана в две нити. Концы соединяют, когда ленты достигнут не обходимой длины.
Цепочка в три ромба со сторонами ромбов в три бисеринки. Для первого ряда необходимо набрать на середину рабочей нити пятнадцать бисеринок (1-15). Заканчиваем 1-й и начинаем 2-й ряд справа налево, протягивая нитку II в 10-ю бисеринку 1-го ряда. Протягиваем нитку и набираем 2-й ряд из двух петель: дважды по три бисеринки (16 18 и 19-21), протягивая иголку с ниткой через бисеринки-связки 7 и 4 1-го ряда. Заканчиваем 2-й ряд двумя бисеринками 22, 23, протягиваем иголку I с ниткой через последнюю бисеринку 23 второго ряда. Иголка II остается слева, а 3-й ряд нижем иголкой I слева направо, набирая петли по три бисеринки и пропуская иголку через средние бисеринки предыдущего (2-го) ряда. Когда 3-й ряд закончен, иголки остаются по краям изделия. 4-й ряд нижем иголкой II слева направо из трех петель. 1-ю петлю набираем из четырех бисеринок, две последующие ил трех. Заканчиваем 4-й ряд двумя бисеринками. 5-й ряд начинаем так же двумя бисеринками, набрав их на иголку I, находящуюся справа. Протягиваем иголку I с ниткой через последнюю бисеринку 4-го ряда на нитке II. Притягиваем нитки и нижем 5-й ряд справа налево из трех петель по три бисеринки. 6-й ряд нижем иголкой II справа налево. Заканчиваем его, как и 2-й, двумя бисеринками и начинаем 7-й также двумя. Далее нижем цепочку необходимой длины в такой же последовательности, украшая ее узорами из цветного бисера.
Таким способом можно сделать кошелек или сумочку из ажурных полотнищ, увеличив соответственно размеру изделия количество ячеек и бисеринок в них.
Вязание с бисером