Полезные советы опытных мастеров декупажа для начинающих.
Декупаж для начинающих в советах
Не пытайся приклеить всю салфетку целиком, действительно очень трудно без складок её приклеить .С опытом мы научимся.История декупажа
Декупаж – это техника декорирования вырезками из бумаги самых различных вещей: ванн, бутылок, предметов мебели, коробок, рамок и прочего, прочего, прочего. Слово «Декупаж» происходит от французского слова decouper, что переводится, как «разрезать». Декупаж – это по большому счету разновидность коллажа. Своими корнями данная техника уходит в далекий Китай. Техника настолько замечательная, что уже в древние времена получило настолько широкое распространение, что дошла до Восточной Сибири.
В древнем Китае крестьяне создавали красочную бумагу для украшений различных вещей. Данный опыт переняли многие народности. Однако особый бум декупажной техники начался в 17-м веке. Тогда западные мастера не успевали удовлетворять все заказы клиентов на изготовление красиво расписанной мебели, такой, которая приходила в особо богатые дома с Востока. Поэтому мастера-краснодеревщики стали нанимать в подмастерья начинающих художников, которые делали копии известных картин. Далее эти картины наклеивали на мебель, и сверху наносилось покрытие в несколько слоев лака. В те времена рисунок, порой, мог покрываться 30-40 (!) слоями лака.
В 20 веке декупаж вступает в новый виток развития. Сейчас есть замечательные трехслойные салфетки, которые, будучи приклеенными к какой-либо поверхности, становятся неотличимыми от тонкого и высокохудожественного рисунка.
Необходимый набор материалов
1. Клей. В идеале - специальный для декупажа или для салфеток. Но ПВА, разбавленный до нужной консистенции (жидкого йогурта) вполне подойдет.
2. Xорошие острые ножницы разныx размеров.
3. Бумага для декупажа, салфетки. Подxодят также цветные фотокопии, картинки, напечатанные на лазерном принтере, вырезки из журналов, качественная упаковочная бумага для подарков. Я экспериментировала со всем этим, но ничего нет приятнее декупажной бумаги. Салфетки проxодят вообше отдельным пунктом, иx ничем заменить нельзя.
4. Краски. Акриловые универсальны и незаменимы. Можно использовать также краски для для стекла , металла.
5. Базовое гипсовое или акриловое покрытие. Не обязательно, но все же рекомендуется. А при работе с деревом, картоном, необработанной керамикой без него не обойтись - надо закупорить поры, иначе в ниx будет все впитываться и трудно будет добиться желаемого эффекта.
6. Финальное покрытие, проще говоря лак. Опять же, я предпочитаю специальные средства для декупажа на водной основе. Они не токсичны, не имеют запаxа и дают xороший результат. В некоторыx случаяx в зависимости от предназначения предмета, вместо лака можно нанести пару слоев жиденького ПВА. Эффект даже лучше чем от матового лака, но такие веши потом нельзя мыть водой/протирать влажной тряпкой.
7. Кисти! Всякие нужны, кисти всякие важны Самая главная - это та, что плоская и широкая. А вообше, много кистей не бывает
8. Фен
Это самое основное. Ну, и еще, конечно, нужен тот самый предмет, который будем украшать и фантазия!
Вот то, что может понадобиться дополнительно
Все оxватить невозможно, потому что теxник много и освоить практически все просто нереально! (Да и накупиться всеx этиx материалов тоже ....)
1. Кракеле . Это средство для образования трещин. Оно бывает несколькиx видов, я опишу два основныx.
Однофазное средство - то, что наносится между двух слоев акриловой краски. Получается, что трещины берут цвет первого слоя краски, тогда как второй служит основным фоном. Сверху всего этого потом приклеивается картинка.
Двуxкомпонентное средство. Сначала делается фон, приклеивается все что надо, только потом начинается работа с этим средством. Наносится первый компонент, как правило это лак, им же можно и попросту защитить работу. А можно пойти дальше и высушить его до ЛИПКОСТИ (ето важно), нанести второе средство и ждать трещин. Это такой заxватывающий момент! Когда же они перестанут расползаться, опять все высушить и заполнить трещины контрастным цветом. Это может быть масляная краска или порошок из металлической стружки (золотой, серебренный, бронзовый) или краски в порошке (пигменты).
2. Битум . Это такая черная густая вонючая жидкость. Служит для состаривания, как бы пачкает изделие.
3. Состариваюший лак или смола . Служит для придания эффекта старины, дает как бы желтоватый налет.
4. Силикон - для 3-д эффекта
5. Моделирующая паст а - для того же самого
6. Инструмент булино... (покажу фотографию). Тоже необходим для создания 3-д эффекта.
7. Мягкий резиновый коврик . Необходим для работы с N.6. Иногда можно заменить ковриком от мышки, но они быстро изнашиваются
8. Средство для замедления высыхания акриловых красок - для художественного декупажа.
9. Свечка + наждачная бумага - для shabby эффекта
СОВЕТ:
золотые правила декупажа:
- не проводить кистью более двух раз по одному и тому и тому же месту
- мокнув кисточку в клей, хорошенько ее отжать. Излишки клея делают из салфетки "кашку"
- не приклеивать салфетки на темный фон
СОВЕТ:
очень важно до начала работы обезжирить стекло спиртом жидкостью для мытья стекол. Это нужно для того, чтобы лучше держались клей и краски.
СОВЕТ:
изделие из пластмассы надо немного зашершаветь, чтоб оно не такое гладкое было, а то с него все облезет потом. B идеале - зашкурить полностью, поцарапать как бы, а потом покрыть базовым гипсовым или акриловым покрытием. А потом опять пройтись шкуркой, уже помельче, чтоб опять стало гладеньким. Тогда все будет отлично держаться.
СОВЕТ:
Не пытайся приклеить всю салфетку целиком, действительно очень трудно без складок её приклеить .С опытом мы научимся.
СОВЕТ:
Я если краски мешаю, то обязательно после покраски изделия оставляю запас. Если белые края салфетки не стают прозрачные, то после высыхания я подкрашиваю то, что мне "уж сильно выпирает белым цветом" этой краской (беру кисточку единичку - самую тонкую).
СОВЕТ:
Если рисовая бумага, которая будет использоваться под фон, темная или просто яркая, салфетка на ней потеряется, высыхая и становясь прозрачной. Я пробовала закрашивать салфетку (когда она уже высохла и до рисовой бумаги), но это такая морока, что в этом случае лучше вырезать из бумаги для декупажа
СОВЕТ:
края салфетки не светятся только тогда, когда ты мотив точно по контуру обрежешь. Но это редко кому удаётся. Если я буду точно по контуру вырезать - с ума сойти можно. Но именно в этих краешках и таится та изюминка, которая отличает декупаж от всего другого.
СОВЕТ:
для железных банок обязательное условие - базовое покрытие. Какое угодно, лучше, конечно, специальное, но не красьте банку краской без этого покрытия- она довольно быстро может облезть. Хотя, если краска для металла, то не знаю, может и можно обойтись
СОВЕТ:
Равномерного фонового покрытия можно добиться очень просто. Вместо кисточки купить или смастерить поролоновый тампончик. Для фона взять губку с самыми маленькими дырочками. В идеале - макияжные спонжики (если не жалко пожертвовать ), но подходят и посудные губки. А моются губки всегда с мылом, иначе они становятся одноразовыми
СОВЕТ:
одного слоя лака для окончательного покрытия мало. В идеале - три и больше. Покрывать нужно всю поверхность равномерно. Глянцевого лака (который придает блеск) хватает меньше слоев, чем матового.
СОВЕТ:
В Интернете нашла способ *hot paper* называется. На гладильную доску кладется кусок бумаги для выпечки - на нее бумага-основа -- на нее пленка кухонная (пленка, которой емкости закрывают, она прозрачная и липкая) -- на нее салфетка --- на все это еще раз бумага для выпечки и проглаживаем все горячим утюгом (только без режима *пар*). Салфетка приклеится без единой морщинки.
Если же салфетку перед проглаживанием смять и аккуратно расправить , так чтобы складочки все сохранились - получается очень быстро и красиво!
СОВЕТ:
Есть один нюанс при работе с бумагой для декупажа.
Вырезанный мотив надо положить на некоторое время в мисочку с водой. В идеале на полчаса, но если невтерпеж увидеть же результат, то можно и меньше Это нужно для того, чтобы расправились волокна бумаги и она немного растянулась (как это происходит с салфетками). Тогда при приклеивании не будет ни единой складочки.
В общем, бумагой удобнее пользоваться если нужны большие мотивы - конечный результат выглядит намного аккуратнее, чем салфеточный вариант.
А, и еще одно. Из бумаги нужно вырезать намного тщательнее, чем из салфетки. Никаких краев оставлять нельзя, так как все будет видно.
СОВЕТ:
Под картинки из журналов и оберточную бумагу ПВА наносится и сверху, и снизу. И обязательно нужно "вымочить" в воде вырезанные детальки, а то приклеится все большими морщинами.
СОВЕТ:
я почти никогда не оставляю стекло прозрачным. Пробовала один раз, но не знала что делать с подтеками лака. Я для себя нашла такой выход: если я хочу, чтоб стекло было слегка прозрачным, то обклеиваю его тончайшей рисовой бумагой белого цвета - как основу. Она придает чуть-чуть матовости, но не "крадет" прозрачность. Либо грунтую, либо использую два слоя салфетки. Остальное как всегда. Грунтую я губкой. Наношу обычную акриловую краску (белую) – два слоя. Ложится намертво, даже когда надо смыть, так еще постараться надо . Когда наносишь губкой. то больше двух слоев и наносить не надо, все ровно ложится.
СОВЕТ:
Если не получается равномерно окрашивать акрилом кисточкой (видны полоски от волосков кисточки), возьми вместо кисточки губку или кусочек поролона, намочи слегка водой и отожми. Потом макай в акриловую краску (скажу по секрету - можно сразу в две ) и причпокивай. Дай высохнуть и нанеси еще один или два слоя. Попробуй и посмотришь, как тебя удивит результат Чем меньше у поролона дырочки, тем лучше результат
СОВЕТ:
салфетки наклеенные на темное стекло потеряются полностью.
Поэтому у тебя есть 2 варианта:
1. Приложить фрагмент к стеклу, обвести контур и прокрасить белой краской то место, на которое будешь клеить рисунок.
2. Вначале приклеить на стекло нижний, белый фрагмент салфетки (который обычно выкидывается после вырезания, его слегка подкрасить белым (это значительно легче, чем по контуру), а сверху - рисунок
СОВЕТ:
перед нанесением кракеле, деревянную рамку можно покрыть простым акриловым лаком и дать как следует высохнуть. Т.к. лак имеет свойство впитываться в древесину, без предварительного пролачивания есть шанс не получить никаких трещин. Это раз, и два - значительно снижается расход дорогого лака кракеле. Ну и потом по схеме, высушить феном как следует, дать изделию остыть и нанести краску. Не забываем каждый слой краски или лака как следует просушить!
СОВЕТ:
краску на кракелюр я наношу губкой. Трещинки и получаются мельче, чем от кисти. и "бегут" в разных направлениях!!! при первом нанесении, появляются малюсенькие пузырьки, но потом ведь краску той же губкой разравниваем, чтобы легла ровно и с каждым касанием делаем это все нежнее. Попробуй пузырьки промокать, чуть касаясь губкой. Получается идеально ровная поверхность.
СОВЕТ:
по поводу фона - я если хочу, чтобы фон остался, то рисунок на салфетке не вырезаю ножницами, а аккуратненько и осторожно вырываю его из салфетки. Тогда край получается неровный и когда наклеиваешь мотив, впечатление полное, что это - нарисованные тени
СОВЕТ:
после долгих мучений с приклеиванием больших фрагментов салфеток изобрела след. технологию. Наложить салфетку на участок для декупажа, на нее положить мокрое бумажное кухонное полотенце - буквально на несколько секунд и тут же аккуратно снять. Салфетка с рисунком во влажном состоянии очень легко растягивается по всей площади и укладывается без складок. Сверху все как всегда.
СОВЕТ:
Я на коробку большой фрагмент салфетки клеила так. Намазала саму коробку разбавленным ПВА, а сверху салфетку влажную, сбрызнутую и з пульверизатора. Ложится чудненько! Складок мало, а те которые есть, очень легко выгоняются из под салфетки. Поэтому у меня на всю коробку 2-3 складки всего!
Описание лаков Маймери:
IDEA Патинирующий лак для декупажа
Артикул: M5916739, (Италия)
Защитный лак на основе уайт-спирита, обладающий высокой стойкостью. Янтарный цвет лака придаёт работе старый вид. Можно наносить на любую поверхность. Кроме того, может применяться в качестве нижнеголакового слоя в технике нанесения искусственного живописного кракелюра. После высыхания образует глянцевое покрытие. Сохнет медленно. С лёгким жёлтым оттенком.
Стекловидный покрывной лак на водн.основе д/декупажа
Артикул: M5920744, (Италия)
Образует стойкую к царапинам, абразивному износу и внешним воздействиям стекловидную пленку. Легок в применении. Прекрасно защищает и придает исключительную водостойкость декорированной поверхности.Для наилучшего результата наносят в несколько тонких слоев с промежуточной сушкой. После высыхания образует кристально прозрачную и бесцветную пленку с `влажным` стекловидным блеском. не оставляет следов от кисти. Необратим.
IDEA Декоративный кракелюрный лак для декупажа
Артикул: M5920743, (Италия)
Готов к применению. На водной основе. Наносить плоской кистью непосредственно на краску основы. Абсолютно прозрачен. Нанести на основу равномерным слоем. По истечению 30 минут, поверх кракелюрноголака нанести контрастную с нижележащим слоем акриловую краску. В процессе высыхания в верхнем слое краски образуются трещины, открывающие нижний слой краски.
IDEA Декоративный кракелюрный лак для декупажа/бесцв.
Артикул: M5920754, (Италия)
Бесцветный лак на водной основе. Если вы нанесли патинирующий лак(753), можно легко и быстро получить кракелюрный эффект с помощью этого лака. Просто нанесите его поверх кистью из коровьего волоса.Первые трещины появятся приблизительно через 30мин. Готовый кракелюр закрепите покровным акриловым лаком. Для придания дополнительного эффекта подчеркните кракелюрные трещины, протерев асфальтовым лаком перед нанесением покрывного лака.
IDEA Живописный кракелюрный лак для декупажа
Артикул: M5916740, (Италия)
Готов к применению. На водной основе. Через 6-8 часов после нанесения патинирующего лака, нанесите кистью кракелюрный лак. После образования кракелюра, для обеспечения защиты нанесите еще один слойпатинирующего лака. Ширина трещин кракелюра будет зависеть от условий окружающей среды при высушивании - температуры и влажности. Вы можете заметно `проявить` трещины, протерев поверхность тампоном хлопковой ткани, смоченным в асфальтовом лаке.
Взято с http://marthe.at.ua/news/dekupazh_dlja_nachinajushhikh_v_sovetakh/2010-05-12-27