Екатерина I Алексеевна Начало правления 28 января (8 февраля) 1725 Конец правления 6 (17) мая 1727 Коронация состоялась 7 (18) мая 1724 (как императрица-супруга Петра I)
Исторический костюм Екатерина Первая, Россия 18 век
Первой российской императрицей, вошедшей на престол и правившей самостоятельно, стала Екатерина I.
Будущая российская императрица Марта Скавронская родилась в 1684 году. В 1708 году она приняла православие с именем Екатерина, а в 1712 году стала женой Петра. Несмотря на своё низкое происхождение, она заняла достаточно прочное положение при дворе благодаря своему уму, такту и весёлому нраву.
Коронация была необходима по многим причинам. Таким образом, повышался престиж русского двора, ведь в Европе неблагородное происхождение супруги русского царя не было секретом. Пётр задумывался о будущем своих дочерей Елизаветы и Анны. Для присвоения дочерям титула цесаревны необходимо, чтобы оба родителя были императорами.
Сам Пётр I как император не короновался. Он, путешествуя по Европе, наблюдал и изучал традиции коронации европейских монархов.
В ноябре 1723 года Пётр издал высочайший манифест о коронации супруги.
По приказу Императора Петра I Екатерина всегда должна была изображаться с Императорским жезлом, символом власти.
Форму для императорской короны выбрали подобно тем, которыми короновали европейских государей. Два полушария означают церковную власть, они похожи на митру церковных иерархов. Приподнятая полоса между двумя полусферами означает власть светскую, которая возвышается над духовной и управляет государством.
Платье Екатерины Алексеевны было сшито «по испанской моде». Стилистическое решение коронационного костюма первой российской императрицы было заимствовано у западноевропейских монархов. Некоторые из них даже в XIX в. использовали в качестве коронационных костюмы в старинном испанском стиле.
Платье для императрицы заказали в Берлине. Берлин в ту пору был европейским центром вышивки. Коронационное платье Екатерины I выполнено из малинового шелка репсовой выработки и украшено роскошной вышивкой.
В Россию привезли не готовое платье, а «патрон». «Патрон» – это выкройка одежды, скреплённая швами лишь в нескольких местах. В Берлине очень боялись не угадать размер костюма, поэтому решили перестраховаться и не скреплять одежду швами, чтобы была возможность подогнать его по фигуре.
Платье Екатерины привезли за три дня до коронации и доделывали в спешном порядке. Действительно, немецкие портнихи сильно преувеличили размер русской императрицы, юбка оказалась слишком широкой. Русские придворные белошвейки так спешили, что складку позади юбки сделали очень неаккуратно. В результате карманы настолько сместились, что ими нельзя было пользоваться. А карманы в дамском туалете очень были нужны и функциональны.
Весь костюм состоит из нескольких частей – лиф, юбка и шлейф – это отдельные части костюма.
Складки по низу лифа называются «пикадили» – их придумали портные для того, чтобы скрывать соединение юбки и лифа. Лиф жёсткий, весь простёганный китовым усом. Окружность талии императрицы составляет 97 см.
Миф о том, что корсет мог утянуть талию в два раза, не соответствует действительности. На самом деле, максимум, на который можно утянуться – это 5-6 см. Девочек приучали к корсетам сызмальства. Дышать в них было очень трудно, жёсткие корсеты сдавливали лёгкие и не давали вздохнуть полной грудью.
Кружевная отделка на платье не сохранилась. Они были так дороги, что, скорее всего, их спороли, чтобы использовать повторно в других туалетах, ведь коронационное платье надевалось всего один раз в жизни.
Нижняя часть платья именуется «панье» – по французски буквально «корзина». Форма юбки держалась при помощи многочисленных нижних юбок, не дошедших до наших дней. Нынешняя форма юбки – это результат работы реставраторов.
На купоне юбки шитые серебром фонтаны каскады чередуются с букетами, оплетенными кружевами, а в клеймах, образованных цветочными гирляндами, помещены аппликативные вышитые короны.
Техника вышивки на юбке – вприкреп. На ткани делали эскиз. Этот эскиз обшивали нитями и только поверху вышивали серебряной нитью. Использовалась и техника аппликации – накладные вышитые короны. Они не соответствуют форме настоящего венца. Его форма держалась в строжайшей тайне, мастерицы не знали, какой будет корона и вышили её в соответствии со своей фантазией.
Планшет – это передняя, треугольная пластина – накладка на лиф. Её делали отдельно, в то время эта деталь была очень модной. Он вышит самой трудной техникой – по подложке или карте. Под рисунок вышивки подкладывалась вата или ткань, и сверху вышивали серебром.
Таким видом вышивки занимались мужчины. Ремесло вышивальщика очень ценилось в Европе, было престижным и мужчины им не гнушались.
Платье не очень длинное. Длина юбки была сделана с тем расчётом, чтобы при ходьбе показывалась ножка в туфельке с красивой лентой–бантом малинового цвета, завязанным вокруг лодыжки.
С даты коронации Екатерины I зародилась традиция передавать церемониальные облачения в Оружейную палату.
В составе коронационного наряда императрицы Екатерины I были также «башмачки» из серебряной парчи, белые лайковые перчатки, чулки и подвязки пунцового цвета, вышитые серебром.
Во время коронации на Екатерину поверх платья была надета мантия, но она не сохранилась. Концы мантии скрепляли бриллиантовой пряжкой - аграф.
Источники:
https://kulturologia.ru/blogs/250516/29684/
https://duchesselisa.livejournal.com/228017.html
https://kraeved1147.ru/koronatsionnnyie-platya
Ведьма - ведающая мать.