Магазин-витрина товаров ручной работы
Екатерина Балагурова
Санкт-Петербург
   Опубликовано: 27.09.2012

Резьба по дереву.

Еще в прошлом веке в крестьянском быту дерево было самым распространенным материалом в строительстве, в изготовлении посуды, мебели и всевозможных орудий труда. Но крестьяне не только заботились об удобстве и практичности деревянных изделий, но и думали об их красоте. Простые обиходные вещи, сработанные из неброской липовой или еловой древесины, вряд ли смогли бы надолго привлечь наше внимание, если бы искусные руки мастера не обрядили их изящной резьбой, способной соперничать с тончайшими кружевами. С прикосновением резца к древесине происходило чудесное преображение вещи. Солоницы, чаши, ковши, прялки, вальки, скамьи, сани, дуги, архитектурные элементы избы становились высокохудожественными произведениями декоративно прикладного искусства.

Лучшим материалом для резьбы считается мягкая древесина лиственных пород — липы, ольхи и осины. Она однородная, плотная и прекрасно режется. На ней можно выполнять тончайшие порезки, не опасаясь скалывания вдоль волокон. Высохшая древесина этих деревьев становится прочной и не коробится.

Классический материал для резьбы — липа. Из нее режут объемные игрушки и скульптуру. Недаром липа была излюбленным материалом не только у резчиков, но и у токарей по дереву. Нередко токари на своих станках точили из липы различные сосуды, а резчики наносили на них резьбу.

Своеобразна текстура ольхи, она имеет мягкий красноватый оттенок —-цвет редкий для деревьев средней полосы.

У осины самая белая древесина, и эту белизну изделие из нее сохраняет много лет. Легкая и прочная, осина прекрасно обрабатывается и устойчива против гниения. Поэтому в старину делали из нее дранку для крыш, срубы колодцев и различную кухонную утварь.

Серебристо-серая древесина березы плотнее и прочнее, чем липы, ольхи и осины, поэтому обрабатывать ее несколько сложнее, но зато она наиболее пригодна для выполнения тонкой резьбы. Режется береза без сколов, одинаково во всех направлениях.

Совсем миниатюрную резьбу выполняют из древесины самшита, груши, яблони и клена. Древесина этих деревьев по плотности и твердости приближается к слоновой кости.

Из древесины хвойных пород можно выполнять только резьбу с крупными элементами. На резьбе с мелкими элементами годичные слои будут зрительно искажать форму рельефа. Кроме того, не исключено скалывание древесины вдоль волокон. В крестьянском зодчестве сосну применяли только для изготовления крупных наружных резных украшений дома — причелин. фризов, крыльев и подкрыльников.

Годичные слои ели менее резко выражены, чем у сосны. Поэтому на севере России в лесных районах из елового ствола с отходящим от него под прямым углом корнем вырубали прялки корневушки, лопасти которых богато украшали резьбой.

Существует несколько разновидностей резьбы по дереву — некоторые из них проиллюстрированы здесь рисунками. Л подробнее мы расскажем лишь о трехгранно-выемчатой резьбе, наиболее простой и доступной каждому.

Пробовать свои силы в резьбе нужно, конечно, на мягкой древесине лиственных пород.

Инструмент вам понадобится всего один — нож-косяк. Хороший косяк может получиться из ножовочного полотна. Ручку для него изготовьте из двух тонких дощечек бука, дуба или березы. В одной из пластинок выдолбите специальное гнездо и вставьте в него конец ножовочного полотна так, чтобы плоскость полотна была заподлицо с плоскостью дощечки. Обе дощечки смажьте столярным клеем и, соединив, высушите мод прессом. Затем и.ч склеенных дощечек выстрогайте удобную рукоять косяка. Лезвие косяка заточите под углом 60 градусов к продольной оси.

Еще быстрее косяк можно сделать из стамески или из ножа хорошей стали.

Плохо заточенный косяк мнет, а не режет древесину. Резьба от этого имеет неряшливый, малопривлекательный вид. Даже отлично составленная композиция узора может быть загублена плохим исполнением. Поэтому работать нужно только хорошо заточенным косяком. Сперва косяк затачивают на наждачном круге, затем правят на бруске микрокорунде. Такой брусок можно купить в хозяйственном магазине или в отделе мужской галантереи — он предназначен для правки бритв. Некоторые резчики правят свои инструменты на липовом бруске, на который на носят слой полировочной пасты.

Старые мастера выполняли резьбу чаще всего без эскиза, постоянно импровизируя. Такой метод работы под силу только многоопытному мастеру. Начинающему же лучше всего осваивать резьбу с эскиза, тем более если он не собирается ограничиваться копированием чужих работ.

Эскиз выполняется в натуральную величину на листе плотной бу маги. Для его выполнения потребуются циркуль, карандаш и линейка.

Элементы, составляющие композицию трехгранно выемчатой резьбы,— треугольники, прямоугольники, трапеции, квадраты и ромбы. Имея в своем арсенале этот скупой набор геометрических элементов, народ ные мастера умели составлять композиции, которые удивляют разнообразием рисунка. Интересно и то, что сложнейшие композиции резьбы не нарушают форму предмета, а органически вписываются в него.

Для первого раза попробуйте составить эскиз рисунка для небольшой разделочной доски. В хозяйственных магазинах продаются разделочные доски разной величины — их, как правило, делают из липы, березы и осины. Вычертите на листе бумаги контуры доски в натуральную величину, карандашом проведите среднюю линию и найдите центр. При центральной композиции построение рисунка начинают с середины и идут от общего к частному. Вначале прочерчивают контуры крупных фигур, а затем разбивают каждую такую фигуру на отдельные элементы. Готовый рисунок переводят с эскиза на доску через копировальную бумагу.

Техника вырезания всех элементов трехгранно выемчатой резьбы одинакова. Поэтому достаточно рассмотреть ее на примере одного эле мента, хотя бы треугольника. В работе чередуются два основных этапа — накалывание и подрезка. На середину треугольника нанесите точку. Затем поставьте носик косяка в эту точку, располагая рукоятку строго вертикально. Пятка косяка должна быть направлена к одной из вершин треугольника. С усилием нажмите на рукоятку так, чтобы носик на два-три миллиметра вошел в древесину, а пятка едва коснулась верши ны треугольника. От средней точки сделайте накалывание и к двум остальным вершинам треугольника, при этом поворачивайте доску, а не нож. После накалывания приступайте к подрезке. В зависимости от глубины резьбы держите косяк под углом 45 — 30 градусов к поверхности доски, поставьте его в вершину треугольника и медленно ведите острие вдоль стороны треугольника, постепенно углубляя носик к середине на 2—3 мм. От середины, по мере приближения к другой вершине, посте пенно выводите носик косяка на поверхность доски. При правильной и точной подрезке от доски легко отделяется маленькая трехгранная пирамидка. Повернув доску на 120 градусов, сделайте следующую подрезку и извлеките вторую пирамидку. А при очередной подрезке — третью, последнюю. Так выбираются все элементы трехгранно выемчатой резьбы.

Если вы, начав работу, увидите, что не все получается так, как хотелось бы, потренируйтесь на отдельной дощечке, затем снова вернитесь к разделочной доске.

Впоследствии, когда будет достигнута высокая точность исполнения, перейдите к орнаментированию более сложных изделий — например шкатулки, ступки, солонки, подсвечника.

Трехгранно-выемчатая резьба довольно эффектно выглядит на белой, ничем не покрытой древесине. Но в некоторых случаях р.езьбу можно тонировать и подкрашивать. Поэтому мы приводим несколько способов, позволяющих усилить декоративность резной древесины.

Чтобы придать изделию цвет старого дерева, надо в уксус бросить куски стальной проволоки или гвозди. Через несколько суток раствор разбавьте водой, после чего наносите его на древесину кистью или тряпичным тампоном.

Тонировать древесину можно отварами коры дуба, ивы и ольхи. Отвар приготавливают так: в измельченную кору добавляют немного питьевой соды, доливают воду и кипятят на слабом огне около десяти минут. Древесина, покрытая таким отваром, приобретает приятный коричневы й оттенок.

Красивые серые и черные цвета можно получить, если в отвар добавить немного железного купороса.

Многие резчики для тонирования своих работ применяют акварельные краски, которые дают возможность получить любые оттенки.

Высохшую после тонирования поверхность резной доски слегка отшлифуйте наждачной бумагой. При этом выступающие элементы светлеют, и резьба выглядит более контрастной и рельефной.