Магазин-витрина товаров ручной работы
olegZhostovo
Щелково
   Опубликовано: 09.10.2019

Жостовские садовые цветы конца 18-начала 19 века

Почему розы, георгины и пиона на ранних жостовских подносах выглядят примитивно, стильно стилизованы и практически неузнаваемы

 Когда, в 90-е годы, я работал на жостовской фабрике декоративной росписи, нас, молодых художников, отправляли «заряжаться» в музей промысла. И велено было это делать периодически. Дело в том, что у жостовского промысла, в отличие от других промыслов семейства русских лаков, есть особенность — много молодых мастеров выходило «из-под руки» корифеев жостовского искусства росписи металлического подноса, при этом не имея никакого художественного образования. Да-да, при этом, такие молодые мастера сами потом становились маститыми живописцами... Затем мастеров стали обучать в Федоскинской Школе Миниатюрной Живописи, где производство преподавали сами художники с фабрики. Но выпуски были маленькими, не каждый год, выпускники редко задерживались на фабрике. Сейчас жостовцев в Федоскино и вовсе перестали готовить.

Старый живописный цех жостовской фабрики — один большой муравейник, где за одним столом работали порой по два-три художника. Все вместе, от художников по росписи детской игрушки (маленьких подносиков, детских ведерочек), до мастеров высочайшего класса.

Молодые художники, отрываясь от работы, наблюдали за работой стариков — учились, подсматривали приемы, хитрости, а то и целиком, композиции. Для Жостово это нормально. Жостово — артельный промысел, коллективный. Старые мастера щедро делились навыками.

Когда отстроили новый корпус, то мастеров рассадили по мастерским — по 5-6 человек. По мастерским уже так не походишь, за спиной не посопишь. Вот и стал Борис Васильевич Графов, в то время — главный художник фабрики, отправлять молодых в музей. Хоть там подсмотреть.

Длинное предисловие вышло. Но ходил в музей и я.

 Огромные кованые подносы Владимира Пыжова, Николая Мажаева, Николая Антипова, работы Лезнова, Плахова, Гогина... Стоишь и поражаешься тонкости работы. НО был и простенок с работами совсем старых мастеров, едва ли не времен зарождения. Как, от кого эти старинные работы попали в музей — не знаю. Смотрители, наверное, знают. Один старинный поднос, на котором сохранились фрагменты некогда перламутровых цветов, попал из деревни Осташково — на нем хозяйка подавала зерно курам. Увидели, ахнули, как-то приобрели. Реставрировать не стали.

Но сохранились старые подносы. Очень старые — незатейливые букеты, правда, порой с тончайшей пропиской...

Однако, если полевые цветы на них узнаваемые, то садовые цветы — выглядят примитивно, мало узнаваемы и очень стилизованы.

 Я всегда задавался вопросом — отчего так?

Почему ромашка похожа на ромашку, мак — на мак, васильки и анютины глазки трудно с чем-то перепутать, а этот сорняк я еще в детстве сбивал палкой за усадьбой?

Ответ и дали старики, хорошо знающие историю русского промысла.

«Заведение братьев Вишняковых лакированных металлических подносов, сухарниц, поддонов, из папье-маше шкатулок, портсигаров, чайниц, альбомов и проч.. существует с 1825 г.» — значилось в старинном прейскуранте.

Промысел, артели основали братья Вишняковы. А живописцами стали обычные крестьяне, без какого-либо образования, из окрестных сел само собой, Жостово, а так же, из Осташково, Новосельцево (их тогда, само собой, не разделял канал им. Москвы).


И, если они каждый день в окрестных полях, лугах, да в своих огородах могли видеть полевые цветы, те цветы, что цвели в палисадниках, то о пионах, георгинах, розах и речи не было!


Петр Вишняков, стоявший у истока промысла, часто ездил по коммерческим интересам в Москву, Санкт-Петербург и за границу. И, разумеется, он видел там все эти великолепные цветы, которые выращивали селекционеры в столицах и за рубежом.

Друзья! Жостовские художники впервые стали писать благородные садовые цветы... со слов очевидца!

Вот так, и именно так обстояло дело.

Неграмотный живописец, вчерашний крестьянин, а ныне артельный художник, пытался написать розу, которую ему описали словами!

Вот потому-то на старинных жостовских подносах садовые цветы и их бутоны и выглядят такими уж очень сильно стилизованными.

Время шло, менялись и изображаемые цветы.

Все более и более они походили на живые оригиналы.

Тем не менее, я считаю, что жостовская роза, пион, георгин должны на подносе выглядеть несколько стилизованными. Все-таки это декоративно-прикладное искусство. И поднос, даже уникальный — это предмет декоративного творчества.

Но, это лишь мое мнение.