Гармония,теория гармонии - важная составляющая теории цвета.
Гармония цвета
Сегодня мы поговорим о такой важной составляющей теории цвета, как гармония. теория гармонии — предмет не простой и зависит, в первую очередь, о внутреннего восприятия мира человека. Но понимание её основ крайне необходимо при создании любых произведений.
Невозможно описать в двух-трех предложениях всю суть гармонии. Да и в рамки он-лайн лекций мы также вряд ли уложимся. Но все же дадим общую классификацию основных признаков гармоничности.
Согласованность, связанность и единство элементов
Рисуете вы цветочную поляну или монстров подземелий, всегда помните, что мир создан гармоничным и всякая система стремится к равновесию и покою. Все и всегда должно сочетаться и взаимодополнять друг друга. Классический рисунок или буйство психоделики — принцип всегда один.
Единство и борьба противоположных начал, контрасты
Посмотрите вокруг. Весь наш мир — это борьба и контраст. Одно выделяется на фоне другого, одно поглощает другое. Свет и тьма, вода и огонь, инь и янь
Гармония есть соединение разнообразной смеси и согласие разнообразного. (Филолай)
Только в борьбе противоположностей и рождается тот баланс, что мы ищем.
Но все хорошо в меру.
«Лучшее — враг хорошего», «всему своя мера» и т.п. выражения знакомы каждому с детства. Мы все ощущаем превышение меры и в таком случае картина нам уже не кажется приятной, а взгляд пытается найти что-то более приятное.
Каждое превышение меры разрушает слух, — как чрезмерность высоких, так и низких тонов; также излишества во вкусовых качествах разрушают вкус, и слишком яркое и темное в цветах пагубно действует на зрение… ведь ощущение есть отношение, чрезмерности же причиняют неудовольствие или действуют разрушающе. (Аристотель )
Из всего вышесказанного сам собой выходит очередной признак — пропорциональность.
В древней Греции помимо всего прочего гармониями называли и числа, составляющие пропорции. И верно — каждый раз когда мы видим несбалансированные предметы, картина производит на нас отталкивающее впечатление. И красивый классический натюрморт и ломанные образы абстрактных картин невозможны без соблюдения пропорций.
Самая известная пропорция — «золотое сечение». Почти магические цифры 0,618 числа «фи». Отрезок С делится в золотой пропорции как соотношение его части А к части В, как В относится к С. Грубо говоря, это соотношения 3:5, 5:8, 8:13.
В колористической системе размеры цветовых пятен обратно пропорциональны их эффективной яркости. Чем светлее и ярче пятно, тем меньшую площадь оно занимает в гармоничной композиции.
Равновесие — пятый признак.
Симметрия дает нам уравновешенность. Весь мир вокруг нас в известной степени симметричен. От живых организмов, до таких понятий как зима-лето, жизнь-смерть, рассвет-закат, земля-небо.
В классической архитектуре симметрия обязательна. а вот в живописи или скульптуре её, как правило, избегают, заменяя «живым» равновесием. Так, на картине светлые или темные пятна слева уравновешиваются такими же пятнами справа; фигуры, тела, предметы, цветовые пятна располагаются по такому же принципу. Закон уравновешивания по вертикали несколько иной: здесь художник-реалист следует натурным прототипам, а высоту картины делит в отношениях золотого сечения или простых целочисленных пропорциях.
Невозможно создать красивую картину без её ясного и легкого восприятия.
Когда ваша картина «понятна только посвященным», т.е. только вам, то вы вряд ли можете рассчитывать на восторженные возгласы благодарной публики. Вы, конечно, можете нарисовать круг на фоне квадрата. Это будет восприниматься легко и ясно, но... как круг и квадрат. Если вы хотите более глубоко донести свою идею, используйте более продвинутые приемы. Но и не заводите зрителя в глубокие дебри тайного. Не увидев за короткий промежуток времени какого-либо интересного и понятного послания, зритель просто отвернется от картины.
Уместность, соответствие, природосообразность
Глядя на картину, мы всегда ищем аллюзии к реальности. И в классике и в абстракции мы всегда обращаемся к Вселенной. А она — самый первый пример этого признака гармонии.
Прекрасное
О, вот здесь скрыта самая большая заковырка. Что такое прекрасное? Цветущая сакура? Веселый ребенок в поле ромашек? Но ведь и картина апокалипсиса может быть прекрасной в известном смысле.
Разве любим мы что-либо иное, кроме прекрасного? (Августин)
Иными словами, только прекрасная картина отзывается в нашей душе.
Возвышенное
Формы и краски гармоничного произведения облагорожены и возвышены над природным началом. Картина стремится к идеалу прекрасного.
Совершенство
Совершенству нет предела. Но есть невидимая грань, отделяющая почти совершенную картину от недоработанной. Картина, к которой каждый явный мазок — уже лишний, в которой каждый миллиметр объема образа — уже лишний, в который каждый новый штрих уже уводит от основной идеи и есть совершенна.
Связь, единство.
В колористике связность элементов достигается разными путями. Связующими факторами могут быть:
монохромность (единство цветового тона)
ахроматичность (отсутствие цветового тона)
добавление белого, серого, черного
сдвиг к одному цветовому тону (мерохромия)
тени.
Контрасты
Различают следующие виды контрастов:
по яркости или светлоте (светлое-темное)
по насыщенности или чистоте
по цветовому тону (дополнительные или контрастные цв.)
Все виды контрастов могут быть измерены в соответствующих единицах измерения. Различают большой, малый и средний контраст.
Мера
Гармоничные цветовые системы избегают слишком больших или неощутимо малых контрастов. Здесь предпочтительнее средний контраст.
Пропорциональность
Площади цветовых пятен в гармоничной композиции обратно пропорциональны их яркости.
Равновесие
Самое общее правило уравновешивания: левая и правая части композиции должны содержать одинаковое количество зрительной информации; яркость и чистота цветовых пятен справа и слева как бы взвешиваются на весах и приводятся к равенству. Если какая-либо сторона перевешивает — зритель чувствует себя дискомфортно, поскольку сам он симметричен, и асимметрия ему неприятна. В композиции структурного типа, где отсутствует различие верха и низа, должно соблюдаться равновесие пятен также относительно горизонтальной оси.
Ясность
В гармоничной цветовой композиции все цветовые пятна различимы без труда; слишком тонкие нюансы здесь нежелательны, так же, как и резкие контрасты. Закономерность в выборе цветов и их распределении недвусмысленно ясна — этим гармония отличается от хаоса, в котором нелегко проследить логическое начало, порой, отсутствующее напрочь.
Соответствие, уместность
Проблема сводится к тому, чтобы, по словам Пикассо, брать нужную краску и класть её на нужное место. В гармоничной системе неуместна противоестественная окраска, так же, как и противоестественные сочетания частей разных тел и предметов.
Прекрасное
Как мы уже писали выше, в классическом понимании стремление к прекрасному — это стремление к светлому и натуралистичному. Однако в современном мире данное понятие все же требует определенной корректировки. Прекрасное — не обязательно положительное, но всегда вызывающее чувство удовлетворения от соответствия ожидаемого увиденному.
Возвышенное
В классическом искусстве стремление к возвышенному проявляется в том, что изображаемая действительность как бы приподымается над реальной, художник облагораживает свой прототип, очищает от мелкого, несущественного, бытового, физиологического. Облагораживаются и краски: например, в человеческом теле не передаются холодные желтые или зеленоватые тона, неизбежные на коже людей белой расы. В классической живописи все тела — золотистые, теплых оттенков.
Совершенство
Совокупность всех вышеописанных признаков гармонии, реализованных в той или иной мере (но как можно в большей) и рождает то самое совершенство, которое выдерживает испытание временем.
всято с http://antigorod.com/