Магазин-витрина товаров ручной работы
Екатерина Балагурова
Санкт-Петербург
   Опубликовано: 17.08.2011

Масляные краски. Что это такое?

Масляные краски. Применение. Преимущества.

Любые краски, в том числе и художественные, состоят из цветного порошка – пигмента и связующего, скрепляющего между собой микроскопические частицы.

Применительно к живописи чаще используются неорганические красящие вещества как более стойкие и гораздо реже – органические. Бывают пигменты природного происхождения и приготовленные искусственно.

Издавна художники применяли только природные красящие вещества – минералы (аурипигмент, лазурит, ляпис-лазурь), малахит и разного рода цветные земли, а также вещества органического происхождения, которые добывались из различных растений и простейших животных организмов, как то – моллюсков и червей. С развитием химии натуральные пигменты были вытеснены искусственными.

На сегодняшний день большую часть палитры красок составляют искусственные неорганические пигменты. Они отличаются более постоянным химическим составом и структурой, чистотой цвета, яркостью. Древнейшей краской, приготовленной искусственным путем, являются свинцовые белила, которые оставались единственными и неизменными вплоть до второй половины 19 века, когда были получены титановые и цинковые белила.

Сегодня выпускаются кадмий желтый (темный, средний и светлый), кадмий лимонный, стронциановая желтая, кадмии красные (темный, светлый и пурпурный), кадмий оранжевый, кобальт синий, кобальты фиолетовые (темный и светлый), кобальты зеленые (темный и светлый), зеленая изумрудная, окись хрома, ультрамарин, английская красная, капут-мортуум.

По прочности, конечно же, органические пигменты заметно уступают минеральным. В связи с этим в масляной живописи их используют не часто, в ход идут только искусственные прочные органические пигменты- и никак не могут быть заменены неорганическими из-за их яркости уникальных оттенков и хороших лессирующих свойств (то есть прозрачности). Сюда можно отнести: краплак, тиондиго розовая и черная, голубая и зеленая ФЦ.

Из растительного и животного сырья методом прокаливания получают черные пигменты: виноградную и персиковую черные, кость жженую.

В отличие от различных красителей пигменты, например, для ткани, не растворяются в воде, органических растворителях и связующем. С использованием пигментов готовят самые разные художественные краски: их смешивают с леем, воском, яичным желтком. Таким образом, техника живописи определяется вовсе не пигментами, а связующими веществами, такими как эмульсия (ПВА, яичная, казеиновая и масляная). – это темперная живопись, воск – энкаустика. Что же касается масляной живописи, здесь в качестве связующего вещества используются специально приготовленные высыхающие растительные масла. Современные масляные краски производятся с льняным маслом, а в некоторых маслах присутствует ореховое, подсолнечное и маковое масла. По сравнению с льняным другие масла меньше желтеют, но при высыхании образуются менее долговечные пленки.

Процесс высыхания масла довольно сложен, он связан в первую очередь с продолжительным по времени окислением. Значительно быстрее масло высыхает при свете, а в темноте, напротив, оно медленнее сохнет, да к тому же и желтеет. Помимо этого процесс может замедляться из-за сырости, на скорость высыхания масла также влияют и собственно сами пигменты. Например кобальты и свинцовые белила, заметно ускоряют этот процесс, а сажа газовая замедляет. Поскольку масло начинает сохнуть с поверхности, на ней образуется пленка, которая в итоге перекрывает свободный доступ кислорода и препятствует высыханию слоев, лежащих ниже. Все обращали внимание, что краски на палитре, подсохнув, перестают пачкаться, но стоит на них немного надавить, как становится видно, что они еще мягкие. Краски внутри практически не изменили своей густоты, затвердев лишь сверху. Такая особенность высыхания масляного вещества известна уже очень давно, и художники всегда стремились добиться более равномерного высыхания, а также бесцветности пленок, избавиться от содержащихся в маслах вредных веществ. Именно с этой целью их промывали водой, вываривали и даже вымораживали.

Способов обработки мала существует огромное количество. Пожалуй, самый простой и при этом весьма эффективный способ получения уплотнительного масла такой. Масло ставят на солнце в незакупоренной бутылке из белого стекла, под воздействием солнечных лучей и кислорода белковые и прочие посторонние вещества выпадают в виде осадков, влага испаряется, масло же в результате становится более прозрачным и густым.

В древности художники применяли для приготовления красок не чистые масла, а их соединения со смолами (например, янтарь). Таким образом, замедлялось старение связующего и гарантировало более быстрое и равномерное высыхание слоя краски. Правда, краски с большим количеством смолы, или уплотнительного масла, очень быстро загустевают и не могут храниться на продолжении длительного времени. Из-за этого при промышленном производстве красок используют малообработанные масла, иногда с небольшими добавками смол или воска.

На скорость высыхания существенно влияет также количество содержащегося в красках связующего вещества. Приготовленная краска должна быть такой густоты, чтобы она без труда выдавливалась из тюбика. Когда в краске недостаточно масла, она выдавливается с трудом, если много - наоборот, течет и расплывается. Для того, чтобы избавиться от лишнего масла, непосредственно перед работой краску надо выдавить на картон или бумагу. Бывает, что масло отслаивается от пигмента, это означает, что пигмент и связующее не образовали достаточно прочную взвесь. Чтобы избежать этого, в процессе приготовления красок пигмент и связующее не перемешивают, а самым тщательным образом растирают.

У масляных красок может быть различная кроющая способность. Даже в самом тонком слое некоторые из них полностью перекрывают нижлежащие слои высохшей краски. К таким краскам относятся белила, черные кобальты, английская красная, кадмий, окись хрома. Другие же краски, к примеру, волконскоит, марсы оранжевый, желтый и все краски из органических пигментов, прозрачны в тонком слое. Эти краски называются лессировочными.

Помимо упомянутых различий, краски варьируются по своей интенсивности. Едкие краски – это прежде всего голубая и зеленая ФЦ, краплак. Такие краски даже в незначительных количествах способны кардинальео изменить цвет любой другой краски, а, к примеру, такая краска как волконскоит, даже при большом количестве способна лишь загрязнять цвет. Смешивая краски, нельзя допускать, чтобы они вступали в химическое взаимодействие друг с другом. Те краски, которые приготовлены из минеральных пигментов, не стоит смешивать с органическими красками. Подавляющее большинство красок образуют непрочные смеси с ультрамарином. Не рекомендуется также составлять сложные смеси более чем из трех красок.

Насколько бы ни была многоцветной палитра, ее все же нельзя сравнить с богатством природных оттенков. Еще живописцы Древней Греции пользовались красками всего лишь четырех цветов: белой, черной, красной и желтой. Но даже такой, казалось бы, ограниченный набор не мешал античным мастерам добиваться потрясающей выразительности в своих произведениях.

Обычно краски продаются не наборами. Все дело в том, что одни художники отдают предпочтение земляным краскам, другие же используют больше органические, яркие. Помимо этого, расходуются краски по-разному. Все живописцы расходуют больше белила, а значит, и закупать их надо больше. Масляные краски могут храниться годами, и необходимо, чтобы у художника всегда был достаточно большой запас.

Советы начинающим.

Прежде всего – не обойтись без белил, светлой охры, английской красной, персиковой черной. Плюс к этому понадобятся: стронциановая желтая, кадмий желтый средний, из красных – кадмий, краплак, или тиондиго розовая, из зеленых – изумрудная зеленая, кобальт зеленый светлый, из синих – ультрамарин, кобальт синий, из коричневых – сиена жженая и натуральная, умбра желтая и натуральная, марсы или другие коричневые.

С точки зрения сохранности изображения на поверхности – чем меньше использовано красок, различающихся по своему цвету и химическому составу, сочетающихся в одном красочном слое, тем легче им будет взаимодействовать между собой, а живопись проживет дольше. Вообще, сохранность ее зависит от того, насколько прочна каждая краска в отдельности, в связи с этим не рекомендуется применять какие-либо случайные материалы. Кроме художественных красок есть еще масляные малярные краски и самые разные эмали. Зачастую они содержат вс воем составе нестойкие пигменты, низкокачественные связующие вещества, которые обеспечивают быстрое высыхание, но вместе с тем ускоряют разрушения слоя краски. Для палитры важно не столько разнообразие красок, сколько их стойкость.