Магазин-витрина товаров ручной работы
Екатерина Балагурова
Санкт-Петербург
   Опубликовано: 17.08.2011

Техника золочения

Техника золочения. Что это такое. Какие материалы и инструменты нужны для золочения.

Сама технология золочения заключается в покрытии предметов тончайшей золотой пленкой – так называемым сусальным золотом. В качестве сусального золота может выступать не только драгоценный металл, но также и имитация золота, имитация серебра, медь. Непосредственно перед наложением сусального золота выполняют грунтовку основы. Когда сусальное золото нанесено, декорированную поверхность посредством других операций можно отполировать, покрыть патиной, искусственно состарить и обработать каким-либо защитным составом.

Выделяют два способа золочения.

На левкасе.

Это техника самая популярная, но при этом сложная. Перед тем, как накладывать золото, необходимо загрунтовать основу, после чего приготавливают и наносят болюс, подготавливают и наносят левкас, и уже после этого, собственно, накладывают сусальное золото.

На смесях.

Эта техника более современна. Идеально подходит для большинства начинающих художников. Сначала изолируют основу, затем остается лишь нанести смесь и наклеить сусальное золото.

ARTI (Россия)

Янтарная, прозрачная жидкость представляет собой клеящее вещество замедленного действия. Способствует наклеиванию листового золота, серебра на деревянные или гипсовые поверхности. Сначала наносят смесь на поверхность при помощи кисточки. Спустя 12 часов после ее высыхания самой мягкой кисточкой (из беличьего волоса), накладывается лист металла – при этом нужно стараться хорошо закрыть все детали. В завершение процесса золочения поверхность разглаживают, прижимая к ней с усилием агатовый камень либо шерстяную ткань.

FERRARIO (Италия)

Грунт подлевкасный AMMANITURA PER FONDI

Меловой грунт, специально предназначенный для подготовки поверхностей под золочение на левкасе. Процедура выполняется с особой тщательностью, поскольку при золочении на левкасе главным условием является то, что поверхность должна быть идеально гладкой. Непосредственно перед использованием грунт нагревают на водяной бане, потом наносят тонкий слой кистью и дают высохнуть. Поверхность будет готова полностью после того, как будут нанесены 2-5 слоев грунта. Каждые два слоя необходимо полировать поверхность мельчайшей наждачной бумагой либо влажной губкой.

Выпускается в форматах:

Флакон 700 мл;

Флакон 300 мл.

Левкасная глина (болюс) BOLO

Представляет собой глинистую пасту, фиксирующую в смеси с клеем сусальное золото на декорируемой поверхности. Состав растопляют на водяной бане в растворе воды и кроликового клея на 1 л воды. Когда получена нужняа консистенция (текучая, но не водянистая) – болюс готов к использованию. Состав наносится теплым, кистью из беличьего волоса. Необходимо нанести три слоя болюса, ожидая высыхания перед каждым новым слоем. Чрезвычайно важный момент – выбор цвета. Болюс выпускается в трех цветах, поскольку от этого будет зависеть какой именно у сусального золота будет тон.

Выпускается в форматах:

Флакон 300 мл, черный цвет;

Флакон 300 мл, красный цвет;

Флакон 700 мл, красный цвет;

Флакон 300 мл, желтый цвет;

Флакон 700 мл, желтый цвет.

Смесь клеящая MISSIONE

Перед нанесением состава основу изолируют разбавленной акриловой краской, ее наносят в несколько слоев ,после чего поверхность полируют. Смесь наносят на поверхность в 1-2 тонких слоя при помощи мягкой кисти . Необходимо немного подождать, пока смесь не станет немного липкой, затем начинают по чуть-чуть накладывать сусальное золото. Существует несколько разновидностей смесей:

- Мордан (смесь на лаке) MISSIONE A VERNICE

Декорируемый предмет нужно отложить примерно на 12 часов, перед тем, как накладывать сусальное золото.

- Спиртовой полимент MISSIONE AD ALCOOL

Предназначен прежде всего для водоотталкивающих поверхностей. Сусальное золото накладывают через полчаса.

Водяной полимент (смесь на воде) AD ACQUA

Идеально подходит для малоопытных художников, так как сусальное золото можно накладывать в период 30 минут – 12 часов после нанесения.

Выпускается в форматах:

Флакон 250 мл, смесь на воде;

Флакон 1000 мл, смесь на воде;

Флакон 250 мл, смесь на лаке;

Флакон 1000 мл, смесь на лаке;

Флакон 250 мл, смесь на спирту;

Флакон 1000 мл, смесь на спирту.

Сусальное золото METAL LEAF

Перед наложением золотой фольги необходимо подготовить левкас – раствор этилового спирта, воды и кроликового клея, из расчета 200 мл воды на 50 мл спирта и небольшое количество кроликового клея. Готовый левкас наносится кистью непосредственно перед наложением сусального золота, и только на тот участок, который будет покрываться. Далее можно приступать к плавке золота. Книжечку сусального золота укладывают рядом с подушкой позолотчика, потом лист помещается на подушку. Двигая лист, недопустимо действовать руками – нужно пользоваться ножом позолотчика и стараться лист не мять. Размещенный на подушке лист разрезают ножом позолотчика, двигая вперед и назад, чтобы в результате получился кусочек нужной формы и размера. После этого кисточку позолотчика нужно потереть, таким образом зарядить ее статическим электричеством, поднести к вырезанным кусочкам золота, отделить их от подушки и уложить золото на рабочую поверхность. Необходимо следить, чтобы листы ложились один на другой с 2-3 миллиметровым перехлестом. Гамма представлена медью, золотом 22 карата, золотом 23 карата, имитацией золота различных форматов, чистым серебром, имитацией серебра.

Выпускается в форматах:

Книжечка 25 листов, 9,5х9,5 см, чистое серебро;

Книжечка 25 листов, 8х8 см, золото 22 карата;

Книжечка 25 листов, 8х8 см, золото 23 карата;

Книжечка 25 листов, 14х14 см, медь;

Книжечка 25 листов, 14х14 см, имитация золота, цвет 2,5;

Книжечка 25 листов, 14х14 см, имитация серебра,

Коробка 10000 листов 16х16 см, имитация золота, цвет 2,5;

Коробка 5000 листов 16х16 см, имитация серебра.

Серебро и золото в кокиле

Используется в декоративных и реставрационных работах. Используется как акварель.

Выпускается в форматах:

Кокиль 1,1 г, чистое серебро;

Кокиль 0,4 г,  золото 23,5 карата.

Золотой порошок

Используется в декоративных и реставрационных работах.

Выпускается в форматах:

Золотой порошок 2 карата;

Баночка 1 г.

Лак Мекка MECCA TRANSPARANTE, MECCA GIALLO ORO

Специальный защитный лак. Нанесенный на предметы, защищает их от истирания и воздействия времени. Существуют два основных вида: бесцветный и цвета золота. Последний используется для затемнения тона выбранного золота или позолоты серебристых предметов.

Выпускается в форматах

Флакон 250 мл, золотой лак мекка;

Флакон 1000 мл, золотой лак мекка

Флакон 250 мл, бесцветный лак мекка;

Флакон 1000 мл, бесцветный лак мекка.

Воск битумный CERA BITUMINOSA

При помощи этой пасты пригашается блеск золота. Декорируемому предмету придается более теплый оттенок и внешний вид «под старину». Воск наносится ватным тампоном, после чего изделие оставляют сохнуть как минимум на ночь.

Выпускается в форматах:

Флакон 700 мл;

Флакон 300 мл.

Битум жидкий BITUME LIQUIDO

Довольно густая жидкость, применяемая для придания предметам внешнего вида «под старину». Битум наносят кисточкой, удаляя все лишнее ватным тампоном, после чего изделие оставляют сохнуть минимум на ночь.

Выпускается в форматах:

Флакон 1000 мл;

Флакон 250 мл.

Гуммилак жидкий

В состав лака входит чистейший гуммилак. Используется в качсетве защитного финишного покрытия. Для применения состава как изолирующего в процессе подготовки основы одну часть лака разводят в двух частях чистого спирта.

Выпускается в форматах:

Флакон 1000 мл;

Флакон 250 мл.

Гуммилак чистейший (в чешуйках)

Изолирующий состав, который наносится на акриловую краску при золочении смесью или используется в качестве защитного лака. Изолирующий состав изготавливается следующим способом: в холодном виде расворяют 100 г гуммилака в литре 99.9-процентном спирте.

Выпускается в форматах:

Пакет 1000 г;

Пакет 500 г

Гипс болонья

Гипс для самостоятельного приготовления грунтовки. Также моэет применяться в изготовлении различных гипсовых изделий.

Выпускается в форматах:

Пакет 5000 г;

Пакет 1000 г.

Клей кроликовый (в гранулах)

Клей животного состава, который получается из специально обработанных обрезков. Поставляется в виде гранул для удобства использования и хранения. Является компонентом в производстве многих видов продукции для золочения. Готовят клей следующим образом: разводят на водяной бане из расчета 100 г гранулированного клея на 1 литр воды.

Выпускается в форматах:

Пакет 5000 г;

Пакет 1000 г;

Пакет 500 г.

Бронза жидкая

В состав этого лака входят синтетические смолы и металлические пигменты. Они хорошо сцепляются с подавляющим числом поверхностей. (пластиком, металлом, деревом) и придают им эффектный металлический вид. Также лак можно использовать для ретуширования и изготовления рам. Непосредственно перед использованием флакон следует хорошенько взболтать. В качетсве разбавителя или для очистки кистей используют нефтяное масло или скипидар.

Гамма представлена: серебром, золотом бледным, золотом бледным богатым, золотом богатым, золотом дукат, медью.

Выпускается в форматах – флакон 40 мл 6 цветов.

Пасты бронзовые

В состав паст входят воск и металлические пигменты. Они хорошо сцепляются с подавляющим числом поверхностей (пластиком, металлом, деревом) и придает им эффектный металлический вид. Также используется в ретушировании рам и реставрации изделий с позолотой. Воск наносится с помощью хлопчатобумажной тряпочки или кисточкой, после чего изделие нужно оставить на 24 часа и хорошо натереть тряпочкой. В качестве разбавителя или для очистки кистей используют нефтяное масло или скипидар.

Гамма представлена: серебром, золотом бледным, золотом бледным богатым, золотом богатым, золотом дукат, медью.

Выпускается в формате – флакон 40 мл 6 цветов.

Принадлежности для золочения.

Подушка

Выполнена из кожи. Используется для раскладки сусального золота непосредственно перед нанесением на украшаемые предметы. Размеры 28х18 см.

Нож

Выполнен из стали. Обоюдоострый. Используется для вырезания из листов сусального золота кусочков необходимой формы и размера. Размеры 14х1,5 см.

Гладила

Гладила используются исключительно в технике левкаса. Можно полировать золото. Золото, разглаживаемое агатовым наконечником, приобретает изначальный блеск. Выпускается 7 видов.

Плоские кисти (из волоса сибирской белки) – картонные ручки

Применяются при переносе золотой фольги на декорируемую поверхность.

Выпускается в форматах:

Кисть № 100;

Кисть № 80;

Кисть № 60;

Кисть № 40;

Кисть № 30.

Плоские кисти (из волоса сибирской белки) – деревянные ручки

Выпускается в форматах:

Кисть № 50;

Кисть № 40;

Кисть № 30;

Кисть № 20.

Круглые кисти (из волоса сибирской белки)

Выпускается в форматах:

Кисть № 10;

Кисть № 8;

Кисть № 6;

Кисть № 4.