Магазин-витрина товаров ручной работы
Екатерина Балагурова
Санкт-Петербург
   Опубликовано: 27.09.2012

Что такое басма. Ручное тиснение на металле

В переводе с турецкого басма означает оттиск. Этот творческий прием прикладного искусства проник на Русь из Азии и еще до нашествия монголов распространился так широко, как ни в одной другой стране. Басма — это ручное тиснение на тонком листовом металле. Применялась эта техника в основном в тех районах, где из за дефицита металла не могли развиваться литье и чеканка. Басма упрощала художественную обработку металла, изделия стали дешевле и доступнее. До нас дошли работы XII—XIII веков, выполненные в этой технике.

Басма не требует сложного оборудования, ею вполне можно заниматься в школьной мастерской. Багеты для картин, значки, сувениры — все это можно сделать, используя технику басмы.

Басма — прием вспомогательный, с его помощью только размножают художественные изделия, поэтому в первую очередь вам понадобится готовый оригинал, выполненный в технике литья, чеканки или травления. Названные виды художественной обработки металла описаны в этой же книжке, так что оригинал для размножения вы можете сделать и сами.

По рельефному узору оригинала отлейте цинковую матрицу. На рисунке показано, как это делается. Оберните оригинал полоской жести, чтобы она возвышалась бортиком над рельефом, и плотно обвяжите проволокой. Расплавьте цинк в ковшике на углях или на газе и залейте рельеф. Когда матрица остынет, устраните пороки литья: зачеканьте раковины, если они образовались, спилите заусенцы.

Теперь возьмите достаточно толстую свинцовую пластину и наложите на матрицу. Сверху положите стальную пластину и ударяйте но ней молотком. Свинец постепенно заполнит все углубления матрицы. Так вы получите пуансон.

Когда пуансон будет ротон, возьмите кусок медной или латунной фольги и отожгите: нагрейте докрасна над газовой плитой и быстро погрузите в холодную воду. Толщина фольги — от 0,1 до 0,3 мм. Выре зая заготовку, прибавьте по краям запас — величина его будет зависеть от насыщенности орнамента и глубин))] рельефа. Поместите фольгу между матрицей и пуансоном. Чтобы углубления в матрице точно совпадали с выпуклостями пуансона, желательно сделать направляющие: два штырька на резьбе но краям матрицы и два соответствующих отверстия в пуансоне. Ударяйте по пуансону молотком, но уже деревянным. Постепенно под ударами молотка пуансон вдавит лист в матрицу, и на фольге четко отпечатаются все подробности матрицы. Так вы получите копию, в точности повторяющую оригинал. Останется только отделать ее.

Для отделки вам придется приготовит), так называемую серную печень. Возьмите 1 часть серы и расплавьте в железной банке. В рас плавленную серу всыпьте 2 части измельченного сухого поташа и поме шивайте железным гвоздем, пока масса не приобретет серовато коричневый цвет. Шляпку гвоздя оберните изоляционной лентой, чтобы не жгло руки. Остывшую серную печень нужно хранить под плотно за крытой крышкой, так как она гигроскопична.

Приготовьте раствор серной печени. Отколите кусочек и растворите в горячей воде ил расчета 1—2 г на 100 г воды. Не выбрасывайте остав шуюся серную печень, так как приготовленный раствор годен к употреблению не более суток и остаток пригодится для нового раствора.

Теперь вернемся к нашему изделию. Подержите его в пятнадцати процентном растворе серной  кислоты — лучше кипящем, — затем промойте в проточной воде и опустите в горячий раствор серной печени. Серная печень в зависимости от концентрации и температуры раствора придает изделию серые и коричневые цвета разных тонов.

Если хотите получить черные тона, приготовьте насыщенный раствор медного купороса. Профильтровав раствор, постепенно добавляйте в него нашатырный спирт, пока смесь не примет яркий, прозрачный синий цвет. Изделие погрузите в раствор на несколько минут, затем выньте и слегка подогревайте над электроплиткой, пока не получится черный цвет нужного тона.

После химической обработки промойте изделие и просушите.

Выступающие части рельефа отполируйте пастой ГОИ, потом про мойте все изделие теплой водой с детским мылом и, просушив, покройте бесцветным лаком — спиртовым или нитро.

Крупные изделия можно составлять из отдельно вытисненных деталей, которые крепятся клеем или латунными гвоздиками к деревянной подложке.

Напоминаем в заключение, что работать с кислотой и химикатами нужно в защитных очках, рукавицах и прорезиненном фартуке. Приготовляя раствор кислоты, лейте кислоту в воду, а не наоборот.



 
15.09.2013
MamBa
Курск
 
09.09.2011
Кожевенное производство
Кожевенное производство — выработка различных сортов кож из сырых шкур.
Прохоров Егор
Тольятти
 
16.05.2016
Натуральная и искусственная кожа
Некоторые методы, которые помогут вам отличить изделие из натуральной кожи от подделки
Вадим
Екатеринбург