Взгляните на прекрасные работы филигранные работы художника М. М. Цалкаламанидзе. Разнообразие и неповторимость форм, тонкий художественный вкус, изящество — все это придает им очарование, которое никого не оставит равнодушным.
Что такое филигрань.
Искусство филиграни еще в древние времена достигло необычайных высот. Например, в ленинградском Эрмитаже хранится так называемая феодосийская серьга, часть которой выполнена мельчайшей зернью. Невооруженному глазу представляется просто матовая поверхность, но если глянуть на нее в лупу, окажется, что она выложена крохотными шариками, и не просто рядками один к одному, а пирамидками по пять шариков в каждой. Шарики припаяны друг к другу, причем не заметно никаких наплывов припоя.
Из поколения в поколение передавалось мастерство филиграни и дожило до наших дней. Правда, некоторые секреты, к сожалению, были утеряны, в том числе и искусство микроскопической зерни. Кто знает, может быть, кому-нибудь из вас удастся восстановить утерянное?
Работают филигранщики и с серебром, и с мельхиором, но пусть начинающих художников это не пугает. Есть прекрасный и доступный материал для филиграни — обыкновенная медь. В основном нужны медные пластинки толщиной от 0,5 до 1 мм и медная проволока диаметром до 1 мм. Можно использовать тонкий одножильный провод, но его нужно хорошенько очистить от изоляции.
Инструмент — ручная дрель, напильники, кусачки, пинцет, плоско губцы, круглогубцы, ножовка, тисочки, небольшой молоток. И еще необходима горелка — лучше всего использовать зуботехнический паяльныи аппарат, но если не достанете, прочтите описание самодельной го релки в статье о микролитье.
Реактивы — десятипроцентный раствор серной кислоты, такой же раствор азотной кислоты, бура, сера, поташ.
Припой — марки ПСР-37, ПСР-40 или ПСР-45. В самом крайнем случае можно воспользоваться обычным припоем.
Рабочее место должно быть оборудовано вытяжной вентиляцией, поэтому заниматься филигранью дома не следует. Лучше всего это делать в школьном кружке, в Доме пионером, на станции юных техников.
Начинайте с несложных вещей. Прежде чем приступить к работе, набросайте на бумаге эскиз будущего изделия — для примера мы приводим фотографию простого узора в прямоугольной рамке. Затем подберите или вырежьте ножовкой подходящую пластинку. С помощью дрели скру тите в две нити медную проволоку. Делается это так: кусок проволоки согните вдвое, образовавшуюся петлю накиньте на какой-нибудь вбитый гвоздь, а концы зажмите в патроне дрели. Дрель вращается, и проволока скручивается в ровную и плотную спираль. После скручивания отожгите проволоку, чтобы она стала мягкой: накалите докрасна и опустите в холодную воду.
Из скрученной проволоки выгните но эскизу все детали изделия, обезжирьте, опустив в десятипроцентный раствор азотной кислоты, затем просушите и приклейте к пластинке нитро-клеем.
Теперь приготовьте состав для пайки. Из припоя драчевым напильником настрогайте опилок и тщательно смешайте их с бурой в такой примерно пропорции: одна весовая часть опилок на пять частей буры. Посыпьте пластинку с приклееными деталями тонким слоем приготовленного состава. Начните подогревать пластинку горелкой сначала снизу, при этом сразу выгорит нитроклей, слой припоя сперва вспучится, потом снова осядет. Только когда пластинка разогреется докрасна, можно будет греть и сверху. Держите наготове пинцет, и если какая-нибудь деталь сдвинется с места, поправьте ее.
Когда изделие остынет, посмотрите, что получилось. Если оно заплыло, значит, припоя было слишком много. А если детали плохо припаялись — наоборот, мало.
После пайки изделие нужно отбелить, то есть очистить от остатков буры и окалины в десятипроцентном растворе серной кислоты. Отбели вание идет гораздо интенсивнее в подогретом растворе.
Тщательно промойте изделие водой и приступайте к чернению. В металлической посуде расплавьте 10 г серы, не давая ей загореться. В рас плавленную серу засыпьте столько же поташа и залейте все это стаканом воды. Доведите раствор до кипения и опустите в него изделие. Когда оно почернеет, выньте и промойте водой.
Теперь остается отполировать выступающие части пастой ГОИ, нане сенной на суконку, а фон оставить черным — и изделие готово.
Постепенно переходите от простого рисунка к более сложному, начните использовать в узоре маленькие шарики, выплавленные из прово локи, ищите новые художественные формы и элементы орнамента.