Рождение искусства просечного железа относится к самым отдаленным временам развития кузнечного дела. Ковка и просечка столетиями мир но сосуществовали и успешно развивались вплоть до прошлого века.
Что такое просечное железо. Просечный узор
В древнерусском декоративном искусстве просечной металл распространился очень широко. «Плоскостное узорочье» вплетали в белокаменную резьбу Владимиро-Суздальской Руси подзорами крыш и куполов, фонарями, дверными петлями. В домах просечными полосами оковыва ли сундуки, поставцы, шкатулки.
Изготовление просечных изделий развивалось в основном в Вологодской, Новгородской, Ярославской областях: близки были центры вы плавки железа — Устюжна Железнопольская и село Уломы.
Очень интересны работы великоустюжских мастеров. В растительных мотивах просечки переплетаются ветки и цветы самых разнообразных очертаний.
Иногда просечной узор обогащался пластически: отдельные его детали прочеканивались, поднимались над плоскостью. Или наносился зубилом дополнительный узор.
Цвет тоже играл немалую роль. Просечное железо воронили, лудили, покрывали позолотой. Фон часто раскрашивали в яркие цвета. Но иногда фона не было вообще — просечной ажур смотрелся на просвет.
Особое внимание в просечке уделялось силуэту. Рисунок наносили так. чтобы просветы создавали свой дополнительный узор. Таким обра-очень часто отходов от вырубки орнамента не было — вырубленная часть имела самостоятельную художественную ценность.
Узор обычно вырубали на деревянных топчанах. Поэтому края его оказывались несколько загнутыми внутрь, что придавало изделию большую скульптурность.
Со временем многие приемы просечки ушли в прошлое, забылись. Но художники наших дней начинают возрождать этот древний вид прикладного искусства. Может быть, и вы примете участие?
Металл — тонкое листовое железо. При небольших размерах изделия можно использовать и жесть, и латунь, и красную медь. Все они доста точно ковки, растяжимы и хорошо просекаются.
Желательно, чтобы в железе содержалось меньше 0,25 процента углерода, в этом случае оно будет мягко и податливо. Для усиления этого свойства металл можно отжечь, то есть нагреть до малинового цвета на углях или газовой горелке и дать остыть на воздухе. После отжига протравите пластину в пятнадцатипроцентном растворе кислоты, чтобы удалить окалину. Качество металла будет еще лучше, если вы проделаете эту операцию и до отжига. Каждый раз хорошо промывайте лист проточной водой.
Рисунок наносите на металл чероз копировальную бумагу. Можно рисовать и молом, но в этом случае придется закрепить его лаком. Желательное условие — повтор одних и тех же элементов рисунка. Это придает узору ритм, движение.
Узор просекают на торцо плотного дерева, обрезке толстой доски или свинцовой пластине. Инструмент — сечки наподобие долот и мелкие зу бильца с прямым и полукруглым рабочим концом, остро заточенные. Молоток должен весить 150—200 г, иметь широкую ударную часть и закругленный в виде полушария противоположный конец.
Высеченный узор выправляют на плоскости, но так, чтобы слегка загнутые зубилом края не выравнивались: выпуклая поверхность придает изделию пластичность.
Просечной узор может иметь и некоторый рельеф. Для этого с обратной стороны его нужно простучать закругленным концом молотка. Иногда наносится несложный чеканный рисунок в виде точек, крестиков. Однако этими элементами не нужно перенасыщать просечной узор — от этого утрачивается его целостное восприятие.
Заусенцы, оставшиеся после просечки, опиливают надфилями различных профилей.
На готовый узор надо нанести покрытие, предохраняющее его от ржавчины и окисления. Есть очень много рецептов покрытий, мы приве дем три из них.
1. Пластину покрывают натуральной олифой и нагревают в печи до 400 градусов. Образуется очень прочная пленка черно-коричневого цвета.
2. Отполированную пластину погружают в расплавленную натриевую селитру с температурой 300—350 градусов. В точение одной — трех минут на поверхности образуется прочная пленка темно синего цвета.
3. Поровну смешивают азотнокислый калий и азотнокислый натрий. Смесь нагревают в керамической посуде до расплавления. Пластину погружают в смесь, а затем в кипящую воду. Образующаяся пленка имеет густой черный цвет и хорошо предохраняет поверхность от ржавчины.
Будьте внимательны: работать с химикалиями нужно в прорезинен ном фартуке, рукавицах и защитных очках. Помещение должно хорошо проветриваться.
Если вы не сможете воспользоваться этими рецептами, не огорчайтесь: изделие, обезжиренное нятнадцатипроцентным раствором серной кислоты, можно просто покрыть лаком. Лучше всего использовать цапонлак. Покрывать нужно тонким слоем, чтобы сохранить красоту по верхности металла. В случае неудачи снимите лак тряпкой, смоченной в ацетоне, и повторите операцию.
Монтируют просечной узор на дереве маленькими укороченными гвоздиками или булавками с полукруглыми шляпками. Чтобы не испортить плоскость металла, гвозди забивайте наставкой — стальным стерж нем с ямкой на конце. Ямку наставляйте на шляпку гвоздя, а молотком осторожно ударяйте по другому концу наставки. Цвет гвоздиков должен соответствовать цвету пластины. Нужно иметь в виду, что выпуклые шляпки играют декоративную роль, поэтому нужно выбирать такие места, чтобы гвозди служили элементом композиции.
Металлические накладки должны быть пригнаны настолько плотно, чтобы они составляли с деревом единое целое. Тогда они не станут цепляться, и пыль стирать будет удобнее.