Магазин-витрина товаров ручной работы
Екатерина Балагурова
Санкт-Петербург
   Опубликовано: 13.03.2014

Индейские аппликации molas (мола) племени Куна

Мола (molas) – это элемент женской одежды, выполненный в технике прорезной лоскутной аппликации, сшитый вручную мелкими стежками, почти невидимым швом. Эта техника требует высочайшего мастерства.

Самое удивительное – это сам орнамент молов. Кажется, что из глубины веков, из какой-то неведомой древности проступают в молах и элементы наскальной живописи, и среднеазиатская вязь, и замысловатые линии вологодских кружев, и языческие образы древнерусской вышивки. 

Индейцы, живущие совершенно изолированно от всего мира, им запрещено заключать браки с представителями других народностей, никогда не слышали и не видели искусства других народов. Но это лишний раз доказывает некую глубинную связь всех людей, живущих на нашей планете.

Molas – это традиционный узоры индейцев Kuna. Из века в век принципы создания этих ярких узоров на ткани передевался в племени Kuna от матери к дочери, пока не дошел до нашего времени. 

Сейчас некоторые любители этнических ремесел пытаются воссоздать это искусство в своих аппликациях на ткани.

Индейское племя Куна. Живут на островах архипелага Сен Блас в Панаме. 

  

Женщины племени Куна зарабатывают деньги продажей мол. Мола - это женская блуза, самая интересная часть ее - красивые вставки, произведенные методом аппликации, которые изготовляются путем сшивания мельчайшими стежками несколько слоев цветной ткани. Орнаменты мола имеют мифологические корни и когда-то выполняли роль оберегов,но сейчас для туристов молу приспосабливают для отделки кошельков и сумок, для настенных панно и ковриков.

Насчет того, как именно делают молы, есть две версии. Первый способ - это последовательная аппликация: самая маленькая деталь нашивается на ту, что побольше (края ткани аккуратно подворачиваются внутрь), ее, в свою очередь, приметывают к еще более крупной детали – и так получается 5-6 слоев материи, готовые элементы узора пришивают на ткань-основу. Если верить другим источникам, то мастерицы сначала сметывают в 6-7 слоев разноцветные куски ткани одного размера, а потом слой за слоем вырезают рисунок, подворачивая и подшивая срезанные края. И в том, и в другом случае получается рельефная поверхность – такая своеобразная скульптура на ткани.

Не найдется двух мол с одинаковыми рисунками. Как правило, они изображают абстрактные рисунки, фигуры, птиц, животных, морских обитателей. 

Работа над молой занимает от двух недель до нескольких месяцев, и её стоимость варьируется от нескольких до нескольких сотен долларов. 


А вот что пишут о молах те, кто видел их воочию.... 

"Несколько слоев гладкокрашеной ткани. Верхние слои прорезаны в соответствии с замысловатым рисунком или узором. Края аппликации прошиты через все слои ткани мельчайшими стежками. Увидеть стежки можно только вплотную приблизившись к работе. Именно эти стежки потрясли меня больше всего! 



В некоторых местах могут быть аппликации — но их размер настолько крошечный, что я не могу понять — как можно удержать в руках такую маленькую тряпочку — размером с ноготь — и пришить ее крошечными стежочками!  



Кроме этого — рисунки на молах не повторяются! А это значит, что у рукодельниц есть изначальное видение того, как будет выглядеть работа, после ее окончания.  



Стежки настолько мелкие, что их можно увидеть только если просто носом уткнуться в панно. ... Нужно очень много смотреть на эти работы и делать их, чтобы начать чувствовать, именно чувствовать — как именно прорезать слои ткани, чтобы получить нужный рисунок и эффект, чтобы сочетание цветов было ярким, но гармоничным. Ведь при всей яркости цветов на этих молах, они не выглядят аляповато, "по-деревенски". А на одном моле может быть и 5 и 7 цветов. Возможно у этих женщин чувство цвета врожденное, а возможно — опыт свое дело делает. Ведь если с утра до вечера только молы и шить — можно "пристрелять" глаз. " 


Каждый символ здесь несет смысловую нагрузку.































Источник: Интернет