Магазин-витрина товаров ручной работы
Екатерина Балагурова
Санкт-Петербург
   Опубликовано: 19.10.2011

Как сделать дракона из папье-маше

Следующий 2012 год будет годом Черного Дракона. Приведенный ниже мастер-класс по созданию дракона из папье-маше будет как нельзя кстати для тех, кто хочет сделать оригинальный подарок своими руками. Мастер-класс Маргариты Амар.

 

В этом мастер-классе мы попытаемся сделать вот таких забавных дракошек из папье-маше.

Ну и с чего же мы начнем?
А начнём мы с создания эскиза.
В этом нам может помочь уже готовая картинка, если будет создаваться уже придуманный кем-то образ.
Ну, а если это будет невиданный зверь, то тут было бы неплохо прорисовать все детали, их расположение и пропорции.

Хочу заметить, что в процессе работы может сложиться так, что образ сам начнет диктовать те или иные уточнения к своему внешнему виду и в итоге может
получиться не совсем то, что было задумано. Но если образ уже хорошо сложен и отшлифован мысленно, что изменения в процессе изготовления могут быть совсем небольшими.

Итак - эскиз готов. По нему мы выкладываем проволочный каркас тела. Нужно постараться поточнее передать все изгибы. От этого зависит выразительность нашей работы.

На каркас нужно намотать слой газеты, смоченной в клее ПВА. Клей лучше разбавить водой, - нам будет мешать, если он будет быстро "схватываться".

На фото видно, что наложено несколько слоев - и один из них тканевый. Для удобства можно использовать и ветхую ткань.
Для того чтобы было удобно продолжать работу дальше, заготовку нужно подсушить.
Сделать это можно летом на солнце, зимой - на батарее, или в не очень горячей духовке (режим приготовления сухофруктов)
Заготовка тельца должна быть сделана с запасом объема - быть тоньше, чем нужно - ведь сверху на нее будет наложен еще фактурный слой. Именно для фактурного слоя мы и оставим запас объёма.

На подсушенную заготовку нужно нанести дополнения. В нашем случае это - зубчики на спине и складочки на животе.
Зубчики вырезаются из тонкого картона. А для складочек мною была использована плотная льняная ткань.
Ее тоже нужно смочить в клее и задрапировать. Всё оставляем сохнуть.
И приступаем к изготовлению крылышек, ножек и ручек.
Для них нам понадобится медная проволока. Для ножек удобнее брать трехжильную - три пальчика на ножке получатся, если вы снимете часть оплетки на конце проволочной заготовки.
Перепонки можно сделать - обклеив проволочные "пальчики" бумагой так, чтобы получилось что-то напоминающее ласты.
Для крыльев подойдет медная одножильная проволока.
Основным требованием к проволоке для крыльев и ножек - хорошая жесткость и упругость, именно от этого зависит устойчивость фигурки и прочность крыльев.

Каркас крыльев тоже делаем по эскизу, скрепляя кусочки проволоки ниткой, или тонкой проволокой.

На готовый каркас приклеиваем кусочек гипюра. Клей должен быть густым, с хорошей схватываемостью. Здесь я использую клей ПВА столярный.
Когда гипюр прочно приклеился - аккуратно отрезаем все лишнее. Можно для прочности прошить по гипюру ниткой "в обхват" проволоки.
После этого покрываем все крылышки слоем ПВА. Всё сушим.

Приступаем к изготовлению ручек.

Для пальчиков нужна тонкая медная проволока, которая будет обматываться полосками бумажных платочков.Полоски не нарезаем ножницами - а разрываем вручную - рваный край будет менее заметен на тонких детальках.
Наносить клей на бумажные ленты нужно очень аккуратно, и лучше, если он будет во флаконе с тонким носиком - просто наливайте клей тонкой нитью по всей бумажной ленте и сразу наматывайте на проволоку, кистью при этом не пользуемся.

Еще хочу добавить

что сушить заготовки пальчиков лучше располагая их вертикально, воткнув по одному в подставку из куска пенопласта.

Изготовление пальчиков - самая кропотливая часть работы. Кому сложновато - можно сделать ручку без пальчиков - просто вылепить из бумажной массы ручку упрощенной формы.

Ну, а кто захочет потрудиться - оно того стоит, согласитесь, - такие ручки очень украсят работу, придадут ей особую выразительность...
Ручки выполнены в упрощенной технике Наташи Лопусовой-Томской.

Обклеенные высохшие заготовки пальчиков собираются в кисть и скрепляются между собой такими же полосками бумаги, их каких делали обмотку для пальчиков.

Дальше приступаем к изготовлению головы

Для головки вырежем заготовку из строительного утеплителя ... Материал очень податливый, работать с ним легко.

Вот такая деталька получилась у меня. Здесь нужно не забывать, что вырезать ее нужно с учетом того,
что на нее будут накладываться бумажные слои и размер ее в процессе работы увеличится. Значит, вырезая, учитываем и тут запас объёма для последующих слоев.

Обклеиваем заготовку слоем газеты. А верхним слоем будет - фактурный.
Фактурный слой - бумажная масса, смоченная клеем ПВА. Я для удобства раскатываю ее скалкой, поместив в целлофановый пакет.
В таком виде ее можно хранить несколько дней, пока не используете всю.

Аккуратно извлекаем массу из пленки и наносим на заготовку. Это помогает нам равномерно покрыть всю фигурку фактурным слоем.
Накладывать его нужно аккуратно, уплотняя сухой щетинной кистью, стараясь сохранить все неровности, не сглаживать их.

Вот в итоге что у нас должно получиться.

Соединение деталей дело несложное. Шилом делаем отверстия в нужном месте, капаем в отверстие густого клея и вставляем в них детали ручек и ножек. А для прочности - заполняем пустоты в отверстии папье-машовой массой.
После высыхания все будет достаточно крепко.

И далее начинается самое ответственное - окраска фигурки.
Тут уж вам потребуется вся ваша фантазия и воображение. Вариантов окраски может быть огромное количество!
Но самое главное - подчеркнуть фактуру поверхности поделки. Для этого используется такой прием, как многослойная окраска.
Нижние слои будут темнее, верхние - светлее.
При этом верхние слои наносятся по "верхам", не перекрывая полностью нижние, чтобы нижние слои краски были видны в углублениях нашего фактурного слоя.
Это придаст выразительности, подчеркнет рельефность поверхности.
Слоев краски обычно бывает 3-4.

И для еще большей выразительности добавим реснички и хохолок.

Вот и всё готово!
Сверху на фигурки нужно нанести защитный слой (мы же ведь помним, что все это - всего лишь бумага). Защитит бумагу от влаги лак, или воск.
Лак можно использовать любой бытовой для покрытия полов. Воск же мне нравится больше - работа, покрытая воском, очень приятна на ощупь и не имеет сильного блеска.
Для покрытия фигурок воском используйте восковую мастику для полов. После нанесения ей нужно дать подсохнуть и растереть мягкой тканью.

Взято с  papier-mache2010.blogspot.com/2010/11/blog-post.html

Мастер-класс Маргариты Амар



Комментарии (2)

19.10.2011  Папье-маше