Мастер-класс по холодному батику с использованием красок, закрепляющихся утюгом.
Мастер-класс по холодному батику.
Материалы |
Шелк
Для холодного батика чаще всего используют натуральные шелк, с ним легко работать, краска хорошо растекается по ткани, равномерно заполняя всю поверхность рисунка.
Подготовка шелка. При производстве шелк покрывают специальным составом-аппретом, для придания ткани товарного вида. Перед росписью аппрет необходимо смыть с ткани. Обычно достаточно постирать ткань, лучше жидким мылом или шампунем (хоз. мыло может оставить на ткани невидимые разводы и пятна, которые проявят себя при росписи.) После этого нужно хорошо прополоскать ткань в холодной воде и высушить утюгом, ещё во влажном состоянии. При стирке натуральные шелковые ткани дают усадку (в зависимости от типа тканей до 10 см. от метра). Это необходимо учесть при раскрое изделия. Шелк лучше не резать ножницами, т.к. ткань сильно смещается в процессе кройки. Туаль, атлас, фуляр, крепдешин хорошо рвутся в месте надреза. |
Основная задача резерва (контура)-создание участка ткани непропитываемого краской. Резерв представляет собой густую массу резинового происхождения. Существуют как цветные, так и бесцветные резервы. Холодный резерв наносится либо специальными инструментами — стеклянными трубочками с резервуаром, либо используются резервы в тюбиках, которые оснащены удлинённым носиком. В стеклянную трубочку резерв набирается с помощью небольшой спринцовки. (В данном случае представлен резерв Pebeo-silver (серебряный) на основе гутты.) |
Краски: Jacquard Dye-na-Flow КраскиВ продаже можно найти два вида красок по шелку, для закрепления с помощью запаривания и под утюг. Краски под утюг: Marabu (Германия), Javana (Германия ), Jacquard Dye-na-Flow (США), Декола silk (Россия), Гамма акрил (Россия). Российские краски дешевле, но они могут утяжелять ткань. Краски можно немного разбавлять водой, чтобы сделать цвет менее ярким, но лучше использовать специальный осветитель или белую краску. Кисти Для росписи по шелку лучше всего подходят кисти из колонка. Иногда можно найти косметические кисти, которые сделаны из похожего ворса, они тоже подходят для росписи. Их достоинство в том, что они дешевле, чем кисти в художественных магазинах. |
Технология |
1. Создание эскиза в электронном виде.
Если есть возможность поработать в Adobe Photoshop, то создание эскиза в электронном виде поможет разработать композицию, подобрать цвет фона, и самого рисунка. Возможно сделать несколько вариантов цветовых схем, будущего изделия и выбрать наиболее интересные цветовые сочетания. |
|
Рисунок на бумаге лучше обвести темным маркером, так контур будет хорошо виден через ткань. |
3. Подготовка к росписи
Для работы вам потребуется натянуть шелк на раму. Для этого можно использовать, как специальные раздвижные рамы с крючками, так и обычные деревянные. Лучше, чтобы рама была из мягкого дерева, в которое легче будет втыкать кнопки. Кнопки должны быть острые, металлические, они меньше портят ткань. Вначале шелк натягивают по четырем углам, затем по сторонам. Чем ближе к внутреннему краю, тем меньше будет разводов от краски по краям, если рисовать в акварельной технике (по мокрой ткани). Ткань должна быть натянута ровно, без провисаний и растяжек. (Если рама шире, чем намеченное изделие, с одного края ткань можно натянуть обычной ниткой с иголкой.) Так же приступая к работе, не забудьте налить банку с водой (а лучше две) в которой будете промывать кисти. Под рукой всегда должна быть большая тряпка (для сушки кистей и снятия лишнего резерва с трубочки) и шелковый небольшой отрез для тестирования цвета краски. Не помешают так же ватные палочки и фен (для просушки ткани в месте протекания краски через контур).
|
Аккуратно чтобы не повредить ткань, закрепите эскиз с помощью швейных булавок. Перенести рисунок на ткань вам поможет специальный маркер–Фантом (продается в швейных и художественных магазинах.) След маркера исчезает с поверхности ткани через 12 часов. Если рисунок нанесен криво или вас не устраивает, можно по рисунку пройтись влажной кистью, линии от маркера исчезнут. Если же переносить рисунок карандашом, можно испачкать ткань графитом и тогда при нанесении краски будут пятна. |
5. Нанесение контурной линии резервом.
С помощью спринцовки наберите резерв в трубочку, чтобы он заполнил круглый, стеклянный резервуар. (Если резерв густой и плохо течет, попробуйте набрать его больше в трубочку или погреть у батареи, если же слишком жидкий можно поставить резерв на несколько минут в холодильник). Наносите резерв равномерно одной линией, желательно не отрывая руки. Следите за тем, чтобы не оставалось незамкнутых контуров. |
|
6. Работа с краской.
Акварельная техника: Намочите часть рисунка (внутри контура) водой. И пока ткань ещё мокрая начните наносить краску (смешать краски, для получения нужного цвета, можно в палитре или на самой ткани) Участок рисунка должен заполняться краской равномерно, от одного угла до другого. Роспись начинается со светлых оттенков к более темным и насыщенным. Пока краска ещё не высохла на ткань можно насыпать соль, которая даст интересные разводы и узоры. Роспись по «сухому»: Краски под утюг очень быстро подсыхают, поэтому если роспись создаться по сухой ткани работать нужно быстро и аккуратно. Цвет так же растягивается от одного угла к другому. |
|
8. Закрепление краски
После завершения работы, ткань можно снять с рамы через сутки. Краска закрепляется утюгом, проглаживается вся поверхность рисунка с изнаночной и лицевой стороны по 3 минуты. (Под ткань с росписью лучше подложить ненужную, чистую тряпку, т.к. рисунок на изделии во время закрепления может окрасить стол или гладильную доску.) Через день изделие уже можно стирать. |
|
10.11.2011 Батик