25.03.2012
Что подарить деловым партнерам и поставщикам. Подарки партнерам
Как у нас гуляют преуспевающие фирмы? Заказывают для партнера ресторан целиком или снимают корабль и плывут по Москве-реке туда-сюда, закусывая и выпивая. Рядовой банкет обошелся бы в 200 рублей на персону, а такой «культурный отдых на водах» может стоить, как кругосветный круиз.
Если не могут выбрать подарок, преподносят целый магазин — уж что-нибудь понравится партнеру. Мэру российской столицы Юрию Лужкову упорно дарят медведей; видно, он недополучил их под елкой в детстве, зато теперь в натуральном виде — в каждый праздник. Он вынужден помещать их в городской зоопарк. Головные и дочерние фирмы в России обмениваются породистыми лошадьми, а главы правительств бывших союзных республик более весомыми игрушками. Так на 7 5-летний юбилей главе Азербайджана Гейдару Алиеву от российского президента доставили даже не букет, а огромный сноп алых роз и «мраморно-брон-зовые» (как выразился вручавший сувенир г-н Рыбкин) часы. Аслан Масхадов подарил ему боевой пистолет. Среди других даров были также расшитый золотом парчовый халат, головной убор наподобие шапки Мономаха, редкой красоты сабля с драгоценными камнями.
Подарки глав мировых держав не менее роскошны, но более корректны по форме. При подписании договора Михаил Горбачев и Рональд Рейган обменялись ручками, инкрустированными бриллиантами, в исполнении лучших ювелиров стран. А Ельцин преподнес на встрече глав государств Европы Жаку Шираку и Гельмуту Колю малахитовые ковшички, намекая, что теперь в Евросоюзе они вместе будут черпать проблемы. Сталин в свое время подарил президенту США Рузвельту кинофильм «Волга-Волга», намекая тем самым на необходимость открытия второго фронта—в картине есть песенка: «Америка России подарила пароход, с носа дым и очень тихий ход». Словом, подарок тому, у кого все есть, должен быть оригинальным и дружественным, подчеркивать, что при разнице интересов все же возможно взаимопонимание.
Если в вашей фирме или у ваших деловых партнеров установились общемировые стандарты, то вы вынуждены сократить размах общепринятыми нормами: блокнот, маркер, календарь, хорошая ручка или набор офисных принадлежностей. Очень часто дарят часы, зажигалки, перочинные ножики, кожаные портмоне, брелки для часов, визитницы или папки для бумаг, наборы конфет, женские шелковые платки с логотипом, чайные сервизы или настольные лампы, изготовленные по спецзаказу, напольные вазы и пепельницы. Если вы дарите продукцию своего производства, то подарок может быть дорогим: швейное предприятие — одежду, парфюмерный магазин — духи, мебельная фабрика — кресло. Можете заказать памятные логотипы своей фирмы и фирмы-партнера на этой продукции. Если вы заняты поставками гастрономических продуктов или пищевым производством, то можете заказать логотипы на упаковку. В противном случае вам придется ограничиться набором стандартных сувениров со своим логотипом, телефоном и адресом предприятия.
Конечно, вы можете воспроизводить свои координаты на увесистых золотых часах, малахитовых пресс-папье и креслах из крокодиловой кожи, но в анекдоты про новых русских вы не войдете — это пройденный этап. Сейчас принято свои реквизиты оставлять на сувенирах дешевле 5 долларов — ручки, календари и прочая офисная мишура. В деловом мире считается, что именно адрес и автограф генерального директора придает цену подарку.