Магазин-витрина товаров ручной работы
Назад

25.03.2012

Что подарить деловым партнерам и поставщикам. Подарки партнерам

Подарки между фирмами-партнерами — серьезная головная боль в нашей стране. На цивилизованном Западе такие подарки не могут превышать 20 долларов. И многие отечественные предприятия, имеющие международный опыт сотрудничества, сегодня уже отказываются от дорогих подарков. Внутренние распоряжения большинства банков запрещают принимать сувениры со стороны. Но пока это не вошло в практику повсеместно, пользуйтесь случаем и оторвитесь напоследок.

Как у нас гуляют преуспевающие фирмы? Заказывают для партнера ресторан целиком или снимают корабль и плывут по Москве-реке туда-сюда, закусывая и выпи­вая. Рядовой банкет обошелся бы в 200 рублей на пер­сону, а такой «культурный отдых на водах» может сто­ить, как кругосветный круиз.

Если не могут выбрать подарок, преподносят целый магазин — уж что-нибудь понравится партнеру. Мэру российской столицы Юрию Лужкову упорно дарят медведей; видно, он недополучил их под елкой в детст­ве, зато теперь в натуральном виде — в каждый празд­ник. Он вынужден помещать их в городской зоопарк. Головные и дочерние фирмы в России обмениваются породистыми лошадьми, а главы правительств быв­ших союзных республик более весомыми игрушками. Так на 7 5-летний юбилей главе Азербайджана Гейдару Алиеву от российского президента доставили даже не букет, а огромный сноп алых роз и «мраморно-брон-зовые» (как выразился вручавший сувенир г-н Рыб­кин) часы. Аслан Масхадов подарил ему боевой писто­лет. Среди других даров были также расшитый золо­том парчовый халат, головной убор наподобие шапки Мономаха, редкой красоты сабля с драгоценными камнями.

Подарки глав мировых держав не менее роскошны, но более корректны по форме. При подписании договора Михаил Горбачев и Рональд Рейган обменя­лись ручками, инкрустированными бриллиантами, в исполнении лучших ювелиров стран. А Ельцин пре­поднес на встрече глав государств Европы Жаку Ши­раку и Гельмуту Колю малахитовые ковшички, наме­кая, что теперь в Евросоюзе они вместе будут черпать проблемы. Сталин в свое время подарил президенту США Рузвельту кинофильм «Волга-Волга», намекая тем самым на необходимость открытия второго фрон­та—в картине есть песенка: «Америка России подари­ла пароход, с носа дым и очень тихий ход». Словом, подарок тому, у кого все есть, должен быть оригинальным и дружественным, подчеркивать, что при разнице интересов все же возможно взаимопони­мание.

Если в вашей фирме или у ваших деловых партнеров установились общемировые стандарты, то вы вынуж­дены сократить размах общепринятыми нормами: блокнот, маркер, календарь, хорошая ручка или набор офисных принадлежностей. Очень часто дарят часы, зажигалки, перочинные ножики, кожаные портмоне, брелки для часов, визитницы или папки для бумаг, на­боры конфет, женские шелковые платки с логотипом, чайные сервизы или настольные лампы, изготовлен­ные по спецзаказу, напольные вазы и пепельницы. Если вы дарите продукцию своего производства, то подарок может быть дорогим: швейное предприя­тие — одежду, парфюмерный магазин — духи, мебель­ная фабрика — кресло. Можете заказать памятные логотипы своей фирмы и фирмы-партнера на этой продукции. Если вы заняты поставками гастрономи­ческих продуктов или пищевым производством, то можете заказать логотипы на упаковку. В против­ном случае вам придется ограничиться набором стан­дартных сувениров со своим логотипом, телефоном и адресом предприятия.

Конечно, вы можете воспроизводить свои координа­ты на увесистых золотых часах, малахитовых пресс-папье и креслах из крокодиловой кожи, но в анекдоты про новых русских вы не войдете — это пройденный этап. Сейчас принято свои реквизиты оставлять на су­венирах дешевле 5 долларов — ручки, календари и прочая офисная мишура. В деловом мире считается, что именно адрес и автограф генерального директора придает цену подарку.