06.03.2012
Что подарить детям. Детские подарки
Во взрослом возрасте мы получаем много дорогих и заслуженных призов, но с нежностью вспоминаем подарки детские, абсолютно незаслуженные, не соответствующие положению в обществе, статусу, заслугам. Как говорили во времена советского прошлого, дети — единственный привилегированный класс. Так что, наверное, главное в подарках в юном возрасте и вообще в подарках — это возможность получить их незаслуженно, просто так. Любой подарок без повода для ребенка дороже, чем знак дежурного уважения к какой-либо дате. Просто приезд знакомых или родственников, первый концерт в музыкальной школе, пятерка по математике или простуда, во время которой ребенка нужно чем-то занять, а потому ему и дарится новая игрушка, производят впечатление больше, чем подарки на Новый год или день рождения. Кроме того, подарки детям отличаются от остальных тем, что они приглашают к игре. Это либо собственно игры, организующие досуг ребенка (конструкторы, железная дорога, настольные игры, хоккей и бильярд, электронные игрушки, спортивные принадлежности и принадлежности для шитья и вязания), либо «товарищи по играм» (мишки, куклы, собачки и другие мягкие игрушки). В последнее время стали популярны развивающие игры — карандаши, краски, пластилин, глина, сборные орнаменты, наборы для витража и мозаики, сборные модели машин, самолетов, кораблей, кубики, Пирамидки, дартс для развития меткости. Эти подарки особенно ценятся родителями ребенка. Сам же малыш играет ими лишь в том случае, если умеет себя самостоятельно развлекать. На самом деле ребенка развивают любые вещи, передающие разнообразие мира и помогающие самостоятельно что-то создавать. Талантливые дети умеют с помощью простых предметов выстроить свой мир. Но даже те, кто будут простыми клерками, вправе рассчитывать на то, чтобы мир их принимал и был открыт для взаимности и безопасен.
Самое глубокое заблуждение — то, что ребенок рад всему. На самом деле нет более жестокого критика ваших усилий. И часто подарки, которые нравятся взрослым, не имеют никакой ценности для детей. К счастью, наоборот бывает реже. И если вы будете учитывать интересы ребенка, то и родителям угодите. А если наоборот, то можно попасть в неловкое положение.
Начнем с описания подарков самым маленьким. О них говорить легче, поскольку они имеют четкие требования: медицинские и педагогические. И, вне зависимости от будущего характера, наклонностей и таланта человека, есть четкие параметры подарков. Во-первых, экологические и медицинские требования к игрушкам должны быть строго соблюдены. Материалы и краски не могут содержать ядовитых и опасных веществ, мягкие игрушки должны быть покрыты составом, предохраняющим их от воспламенения, у игрушки не должно быть мелких деталей, которые ребенок проглотит или всунет в ухо. Следует избегать раздражающих тонов и резких звуков игрушек. Кстати, бойтесь экспериментов — поющий горшок, музыкальные игрушки (говорящие медведи, куклы, произносящие набор фраз), Санта-Клаусы, исполняющие рождественские гимны, могут испугать малыша. Все это интересно ребенку-школьнику, но действует угнетающе на психику детей младшего возраста.
Общие педагогические требования к игрушкам: игры и игрушки, адресованные детям от рождения до 5 лет, должны опережать развитие малыша, чтобы они вели интеллект ребенка за собой, а не тормозили развитие. Только когда ребенок лет в пять говорит: «А когда я был маленьким. А помнишь. Когда-то давно...» и прочие фразы, передающие его сладкое ностальгическое отношение к детству, можно считать, что он вырос и, развиваясь по индивидуальной программе, готов выбирать разные игрушки, в том числе вещи и предметы из своего прошлого. Многие дети повторно проходят увлечение песком, совком и формочками или мозаиками. И сложное строительство замка может включать простые, даже примитивные, игрушки двухлетнего ребенка. Ребенок 5-7 лет с художественными способностями может заново пытаться рисовать пятерней или лепить из глины простейшие формы. А школьник начальных классов с выраженными математическими способностями иногда повторно играет в кубики и крупные конструкторы, параллельно с увлечением шахматами и тонким моделированием.
Подарки в возрасте от рождения до 1 года:
Коляска.
Накомарник для кроватки.
Симпатичный горшок.
Игровой коврик.
Термометр-игрушка для ванночки.
Детская косметика.
Соска, пустышка.
Прорезыватель зубов, грызунок.
Большая мягкая игрушка для манежа (она не потребуется до года), но хорошо, если малыш привыкнет к мягкому другу раньше, чем начнет с ним играть.
Пусть у него сформируется ощущение, что этот медведь был рядом с ним всегда. Это подобие младшего брата, особенно если ребенок в семье один. С одной стороны, он для малыша защитник, а с другой — тот, кто без обид, спокойно будет относиться к проявлениям детской агрессии и неосторожной неуклюжести. Словом, друг, который никогда не попрекнет за недостойное поведение.
Подарки малышам от 1 до 1,5 лет:
Манеж.
Кружка — «неразливайка-неваляшка», бутылочка с соской.
Погремушки.
Подвески над кроватью.
Игрушки резиновые, пластиковые (звери, птицы).
Игрушки для улицы (лопатки, ведерки, мячи, игрушки на колесиках).
Пирамидки, неваляшки.
Большие кубики-конструкторы.
Мягкая мебель-конструктор (яркие мягкие меховые кубики из экологических материалов ребенок может передвигать в манеже, обучаясь более-менее осмысленным движениям).
Надувной круг (жилет) для водных процедур.
Аудиокассеты с колыбельными, детскими песенками.
Детский игровой дом — своеобразный манеж с лесенками и ступеньками, перекладинами и пуфиками, позволяющими малышу не просто находиться в безопасности, но и играть.
Санки и подстилка в санки.
Книжки-малютки с минимальным текстом, но большими объемными резиновыми или пластиковыми игрушками-иллюстрациями, переходящими со страницы на страницу.
Большой надувной мяч.
Стол-стул.
Детское сиденье для автомобиля.
Качельки, прыгунки, ходунки.
Подарки малышам от 1,5 до 3-3,5 лет.
Ребенок в этом возрасте начинает осваивать вещный мир, обретать навыки обращения с разными предметами. Потому игрушки нужно подбирать (это главное требование) разнотипные по материалу и форме: от бархата — до камня, от полиэтилена — до металла, большие и маленькие, статичные и двигающиеся. Маленький человек познает мир пальцами, и чем разнообразнее его игры, тем больше возможности для самовыражения он получит
И по цене игрушки должны разниться. С одной стороны, у малыша огромное желание ломать и разбирать машинки на детали, и эту потребность он должен удовлетворять сполна, с другой — ребенок в этом возрасте начинает формировать эстетические представления о мире и познает запреты. Так, абстрактное «нельзя» на малыша не действует. Не случайно потомственные антиквары давали подержать ребенку дорогие вещи, чтобы он с детства умел отличать произведение искусства от подделки. Какую бы задачу воспитания вы ни ставили, помните, что главные формулы поведения («тебе позволено», «ты можешь», «это опасно», «очень красивое») формируются в этом возрасте. Ребенок учится понимать различие между праздничной одеждой и спортивной, бьющейся и небьющейся посудой, массовой и редкой вещью и таким образом находит свое место в мире взрослых, других детей, животных, растений, предметов.
Подарки ребенку в возрасте активного познания мира:
Наборы деревянных кубиков. Классика детского мира всегда уместна, а значение этой игрушки трудно переоценить — она развивает моторику, вестибулярный аппарат, чувство равновесия и пространственное мышление.
Мячи разных размеров, из разных материалов. Эта вечная игрушка вошла в наш мир благодаря древним инкам — во всяком случае, антропологи утверждают, что на Американском континенте мяч был главной забавой детей.
Куклы, причем они нужны не только девочкам, но и мальчикам. Так же как в игрушечном арсенале девочки обязательно должны быть одна-две машинки.
Меховые или плюшевые зверюшки.
Лошадки-качалки, машинки, в которых малыш сможет ездить во дворе.
Детские велосипеды.
Развивающие игры с кубиками и карточками.
Наборы для сюжетных игр. У нас их почти не производят, часто встречаются китайские, иногда — немецкие и австрийские, качеством на порядок выше .
Модели, которые нужно собирать или клеить.
Разнообразные конструкторы. Импортные или отечественные, которые ничуть не хуже с развивающей точки зрения, но менее яркие и менее рекламируемые.
Игры в коробках —«лото», логические игры, в которые сможет играть вся семья.
Детские театры (наборы кукол, надеваемых на руку или пальцы) — для ролевых игр.
Наборы ролевых игрушек. Например, набор для перевоплощения в индейца (лук, стрелы, томагавк), набор для перевоплощения в рыцаря (меч, щит, шлем) и т. д.
Книги для детей, альбомы, краски, специальный детский пластилин, кисточки, цветная бумага.
Мебель для кукол, посуда, одежда.
Машинки (маленькие, большая машина для кукол).
Домики-гаражи для машин.
Пирамидки, матрешки.
Ростомер.
Дорожка здоровья.
Красивая посуда для ребенка.
Надувной бассейн.
Ведерки, формочки, лопатки для улицы.
Детский стол-парта для игр.
Детская красивая зубная щетка в футляре-игрушке, ведь именно в этом возрасте малыша приучают к основным гигиеническим нормам.
Музыкальные игрушки (духовые музыкальные инструменты).
Карман на кровать для пижамы.
Доска на стену для рисования.
Домашняя песочница, представляющая довольно внушительных размеров ящик с чистым песком, а также фигурками и предметами, позволяющими создавать различные миры: предметы неживой природы (камни, минералы, ракушки); «растения» (деревья, цветы, шишки, желуди); «животные» (игрушечные птицы, рыбы, насекомые, дикие и домашние животные); фигурки людей различных эпох, культур, профессий, взрослых и детей; фантастический мир (сказочные персонажи); рукотворный мир (здания, мосты, строительные материалы, транспорт); а также палочки, шарики, геометрические фигурки.
Специальные развивающие центры для совсем маленьких детей. В этих центрах обязательно есть зеркальце, что-то крутящееся, что-то звенящее, что-то открывающееся, выскакивающее и т.д. Ребенок крутит колесики, жмет на кнопочки, дергает за рычажки и таким образом познает законы механики.
Другие развивающие игрушки — разнообразные ящички с прорезями разных форм, куда нужно просовывать соответствующие предметы (шар, кубик, параллелепипед, цилиндр, звездочку и т.д.).
Прекрасные развивающие игрушки для этого возраста — различные паззлы. Паззл — это дощечка с вырезанными в ней контурами геометрических фигур или каких-то картинок (звери, овощи и т.д.).
Психологи утверждают, что в этом возрасте следует избегать прочно скрепляющихся конструкторов (типа «Лего») до тех пор, пока ребенок не освоил строительство из обычных (пластмассовых или, еще лучше, деревянных) кубиков. Конструкция из обычных кубиков требует гораздо более точного планирования и хороших моторных навыков (иначе она попросту развалится). Привыкнув к жестким скреплениям деталей, ребенок не разовьет в себе необходимые ему навыки удержания равновесия и весового соотношения частей.
Подарки для детей от 4 до 6 лет.
Время подражания и имитаций. Ребенок пытается «примерить» роли и профессии взрослых. Пожарная и милицейская машинка, авотомобильчик «скорой помощи», предметы кукольной мебели, посуда, муляжи фруктов — все это дети выбирают с равным интересом. Если вы хотите, чтобы ребенок играл в человека творческих профессий, то водите его в театр и на архитектурные выставки, чтобы он видел «взрослые игрушки» — декорации, макеты. А если хотите развивать его логические наклонности, то играйте с ним в «лото», шашки, более сложные конструкторы, логические игры, мозаики, паззлы. В любом случае это будет игра в «профессию» с различными социальными ролями. Даже если ребенок не посещает детский сад, все игры в этом возрасте ролевые, а все игрушки должны быть наделены разными характерами. Например, посадите цветы, подарите малышу садовую лейку, безопасные ножницы, пластмассовые горшки и опрыскиватели, населите подоконник фигурками зверей. Это будет ферма с виноградником и скотным двором, откуда воображение малыша будет перевозить на рынок урожай, печь хлеб в пекарне, готовить еду в местном трактире, и мимо этой фермы его игрушки будут следовать в школу. Любая игра должна иметь сюжет и развитие: чем дальше игры уведут фантазию ребенка, тем более удачным можно считать выбор игрушки.
Этот возраст — самое подходящее время для разнообразных конструкторов и мозаик. Обязательны и книги с хорошими картинками, наборы для сюжетных игр (скотный двор, ремонтная мастерская). Понравятся малышу и специальные дартсы (домашний тир с прилипающими шариками и т.д.).
Подарки детям от 4 до 6 лет:
Зеркало, расчески, заколки для волос, сумочка.
Посуда, одежда, предметы быта для кукол.
Наколенники, налокотники для велосипеда.
Калейдоскоп.
Машинки (грузовая, «скорой помощи», пожарная, кран, легковая, милицейская).
Солдатики разных эпох и стран.
Видеокассеты с детскими мультиками.
Краски (5-6 цветов), кисточки, бумага, клей, пластилин, мелки для рисования на улице, «волшебный экран».
Раскраски.
Игры, развивающие меткость («Набрось кольцо», «Кегельбан»).
Игрушечный телефон.
Набор для создания гипсовых фигурок.
Атрибуты для сюжетно-ролевых игр («Доктор», «Продавец» и т. д.).
Карнавальные костюмы.
Лыжи, коньки, роликовые коньки, велосипед, самокат, но обязательно с защитой — наколенниками, налокотниками и шлемом.
Детские музыкальные инструменты.
Спортивная стенка, перекладина.
Надувная игрушка для плавания.
Вырезная кукла с одеждой.
Игрушечные часы (настольные, наручные, будильник, песочные).
Кораблики.
Герои для домашнего театра (пальчиковый, би-ба-бо, плоскостной).
Деревянные фигурки для декоративного раскрашивания.
Набор для оригами.
Математические игры, игры с цифрами.
И помните, дарить в этом возрасте милитаризированные игрушки — модели военной техники и оружие — преступление. Даже если в вашей семье все мужчины военные и вы хотели бы, чтобы ваш сын продолжил семейную традицию, такие игрушки не приведут к желаемому результату. Они вызывают агрессию, которую ребенок не может реализовать, и потому она разрушает личность. Драки и детские травмы могут оказаться не худшим последствием. Учтите, что во многих странах мира такие игрушки запрещены. Вы не найдете военную игрушку английского производства, хотя даже наследники престола там традиционно служат в военном флоте.
От б до 9 лет.
Начальная школа. Ребенок уже пошел в школу, помимо всех игрушек, которые мы дарили (вы можете повторять игрушки, если они интересны вашему отпрыску), и помимо спортивного инвентаря, который вы без труда подберете сами, в этом возрасте у малыша появляются свои «взрослые» забавы. Например, личные вещи, которые внушают ему уважение и помогают включиться в учебный процесс без страха и скуки. В этом возрасте ребенку дарят первые настоящие часы или будильник, только его личные, по которым он будет вставать в школу и планировать день. Подарите первую записную книжку для записи телефонов школьных приятелей и своих дел. Собственный рюкзак — это тоже не блажь. У него уже есть школьный ранец, сумка для сменной обуви, но именно рюкзак, куда ребенок складывает вещи, отправляясь на прогулку, в студию или кружок, имеет для него огромное значение. Хорошо, если он получит в подарок фотоаппарат, фотопринадлежности и фотоальбомы. Если ребенок увлекся коллекционированием, то подарите кляссер для марок, планшеты для монет. Если у него есть карманные деньги, то подарите ему копилку, но небьющуюся — ему будет трудно разбить свинку, это может воспитать в нем бережливость или скаредность, трудность расставания с деньгами. А если это будет сундук с ключиком, как у пирата Флинта, или деревянный ящичек, или подобие пижамного мишки, но маленького размера игрушка с молнией на животе и прорезью на спинке, то ребенок будет рад. Глобус, обучающие компьютерные игры тоже понравятся первокласснику. Еще одним хорошим подарком будут сложные игры: авторалли, «Монополия», «Эрудит», электронное лото для изучения иностранного языка, железная дорога, а из конструкторов — сложные наборы — железные, с винтиками и отвертками. Этим подарком вы достигаете еще одну цель: игры мальчиков и девочек должны сближать детей и воспитывать общность интересов.
В этом возрасте закладывается умение общаться с противоположным полом, а значит, делается «взнос» в будущую счастливую семейную жизнь ребенка. Психологи доказали, что семью разрушает различие интересов, разное представление о досуге, когда один смотрит сериал, а другой — футбол, один готовит и накрывает на стол, а другой перекусывает бутербродами, один лихорадочно зарабатывает деньги, а другой устраивает быт таким образом, что «кормильцу» нечего делать в доме.
Вы не умеете занять ребенка игрой или у вас не хватает времени? Вы не способны обучить сына вязанию, рассказывая про главное увлечение британских моряков? Не можете научить его вышивать, сославшись на историю шведского короля, чьи вышивки считаются произведениями искусства? Ваша дочь совершенно не интересуется механизмами, сколько ни дари ей машинок и будильников и ни бери ее в гараж? Слава Терешковой, Гризодубовой, Попович не увлекает маленькую принцессу?.. Лучшим подарком в этой ситуации для вас и ваших детей будет театр: би-ба-бо, марионетки, теневой театр, сделанные совместными усилиями декорации, материалы для которых можно купить в специальных отделах крупных магазинов, а также маски, костюмы, театр-вертеп. Этот подарок можно дополнять системой осветительных приборов, магнитофоном для сопровождения спектакля, набором инструментов для изготовления сцены и кулис. Благодаря такому дару ваш ребенок обретет компанию друзей и приятелей. Мальчик научится печь, чтобы приготовить пряники для театральной постановки. А девочка — забивать гвозди, если этого требует осмысленный процесс монтирования декораций. В раннем школьном возрасте проявляются способности и склонности. Отнеситесь к этому серьезно. Если это художественные склонности, то подарите малышу мольберт и хорошие краски, чтобы ребенок осознавал себя художником и профессионально относился к своему занятию. Юному музыканту поможет настоящий пюпитр. Будущему биологу — сачок и банки для насекомых. Все это должно быть серьезными взрослыми вещами и тем самым поддерживать в малыше сознание избранности. Еще это время, когда ребенок начинает собирать свою библиотеку. И книжки в доме он ценит не менее, чем вещи, — они такие же игрушки для него, как плюшевые, резиновые, пластиковые. Сложный вопрос, когда ребенок готов остаться наедине с книгой. Если вам не удалось найти в своем шкафу книжку, которая привлечет его внимание, дальше будет еще сложнее увлечь его чтением. Поэтому приводим список книжек, которые можно обсуждать.
А. Пушкин. Сказки Г. X. Андерсен. Сказки Т. Янссен. Книги о муми-троллях А. Линдгрен. Малыш и Карлсон. Пеппи — Длинный Чулок и другие сказочные истории С. Лагерлёф. Путешествие Нильса с дикими гусями А. Милн. Винни-Пух и все-все-все П. Трэверс. Мэри Поппинс Дж. Барри. Питер Пен. А. Волков. Волшебник Изумрудного города Фрэнк Баум. Волшебник из страны Оз А Толстой. Буратино К. Чуковский. Сказки. Р. Киплинг. Маугли и другие истории. Ф. Купер. Пенталогия о Кожаном Чулке. М. Рид. Всадник без головы. Ж. Верн. Пятнадцатилетний капитан: Дети капитана Гранта и другие произведения.
Д. Родари. Приключения Чиполлино
Л. Кэрролл. Алиса в Стране чудес
Э.Т.А. Гофман. Щелкунчик и Мышиный король
Дж Толкиен. Хоббит, или Туда и обратно
П. Ершов. Конёк-Горбунок
Д. Биссет. Забытый день рождения
3. Рауд. Муфта, Полботинка и Моховая Борода
Д. Харрис. Сказки дядюшки Римуса
Д. Свифт Путешествие Гулливера (в детской версии)
К. Грэхем. Ветер в ивах
Всегда кстати будут и книги В. Скотта, А. Дюма-отца, Диккенса, Г. Мелвилла, А. Конан Доила, У. Коллинза, Э. По, Р. Л. Стивенсона.
Детскую библиотеку должны наполнять не только книги, но и предметный мир — карты, лупа, подзорная труба, бинокль, компас, барометр, раковины, старинные бутыли, а точнее, просто бутыли сложной формы, монеты, сургуч, бечевки, перья, модели кораблей — это позволит по-настоящему увлечься историями из книг и чувствовать себя героем старинных историй и приключений.
И конечно, в этом возрасте ценятся книжки с богатыми иллюстрациям или книжки-театр, дублирующие сюжет. Детей привлекут также эстампы на сюжеты детской литературы.
От 10 до 12 лет.
В эти годы ребенок проявляет самостоятельность, осваивает мир и сложные игры; обычно ему уже перестают читать вслух и петь колыбельные. Он ходит на концерты или в театры не только с родственниками, но и с друзьями из класса, многие дети самостоятельно начинают ходить в школу. Ребенок посещает библиотеку, кружок, спортивную секцию, музыкальную или художественную школу. Все подарки в этом возрасте призваны поддержать его начинания. Так, если ребенок занимается в бассейне, чтобы не обижать его «детскими» вопросами: «Хорошо ли ты вытерся?» и так далее, нужно подарить ему фирменное полотенце, желательно с символикой, принятой в его кругу. Чтобы не ругать ребенка за неряшливость и неаккуратность — «Все вещи разбросаны!», подарите ему прозрачные пластиковые этажерки с прозрачными выдвижными ящиками, которые он видит в детских сериалах и куда он сам с наслаждением будет складывать цветную бумагу, коллекции фантиков и монеток. Дети особенно чувствительны в этом возрасте к канцелярским принадлежностям: файлы для бумаг, перекидной алфавит, коробки, мини-кофры, пеналы они примут с не меньшим потрясением, чем ранее машинки с дистанционным управлением. Если вы воспользуетесь этим советом, то, по мнению психологов, вопрос с подарком будет решен, так же как вопрос с выученными уроками и собранными в школу портфелями.
Обычно в этом возрасте у детей проявляется интерес к музыке, и фонотека должна пополняться по их выбору.
И еще один совет. В этом возрасте ребенок обидится, если вместо нового велосипеда получит старый — от старшего брата, а вот в возрасте 8-10 лет его, наоборот, обрадует вещь, «доставшаяся по наследству». В предподростковом возрасте ребенку хочется получить свою — личную — вещь, которую он может обменять, дать напрокат, подарить. Кстати, родителям не стоит печалиться, если через неделю после дня рождения, на котором ребенку подарили плеер, он принесет два поношенных скейта, вымененных у приятеля. И потому не дарите очень дорогих подарков. В эти годы у детей появляется внимание к своей внешности, желание проявить себя в одежде, в выборе музыкального стиля и досуга. Но возникают также и проблемы с внешностью: непропорционально растут руки и ноги, возникают комплексы из-за веса и роста, меняются кожа и волосы. Медицинские вопросы позволительно решать только родителям, и то после консультации с эндокринологом или другим специалистом. Поэтому даже очень дорогое средство по уходу за кожей — плохой подарок, а витаминный комплекс для похудения — просто недопустим. Зато всевозможные наборы масла, соли, пены для ванн, щеток и массажных рукавиц, банных халатов, полотенец с вышитой монограммой подростка будут кстати. Съедобных подарков (шоколад, конфеты, сладости, торты, варенье, фрукты) тоже лучше избегать — они могут оказать плохое действие на растущий организм и спровоцировать ухудшение «подростковых проблем». Нужно обратить внимание, что ребенок в этом возрасте проводит часть времени без родителей, разогревает себе обед, ходит в магазин за продуктами, получает долю обязанностей по уборке квартиры. Если своими подарками вы сможете обратить тяжкую обязанность в игру, он будет вам благодарен. Яйцеварка, сырорезка, картофелечистка, блинница, вафельница, йогуртница — все это также нравится подросткам, как машинки с дистанционным управлением в раннем детстве.
Спортивная сумка для продуктов вместо полиэтиленовых пакетов, которые выглядят не так «круто», тоже неплохой вариант подарка.
Несмотря на то что дети хотят выделиться и привлечь к себе внимание, это время первых секретов. Если вы близкий друг семьи, то можете пригласить именинника в музыкальный магазин и предложить ему выбрать кассеты или диски на ту сумму, которой располагаете. Быть может, у него есть музыкальные кумиры, о которых он не хочет рассказывать своим родственникам. Всегда порадует ребенка спортивный инвентарь, но этот подарок требует внимательного отношения взрослых. Надо знать, что из спортивных принадлежностей и в каком возрасте уместно. Нельзя дарить спортинвентарь на вырост. Профессиональный скейт, сноуборд, сложные ролики, горный или гоночный велосипед спровоцируют ребенка на необдуманные поступки, ведь инстинкт самосохранения в этом возрасте еще не развит. Нужно учитывать такой аспект: дети обожают меняться. Поэтому дарите то, с чем будет не жалко расстаться. Обмен нового скейта на старый плюс черепаха для ребенка равноценен. В этом возрасте надо поощрять желание поделиться или предоставить напрокат свои вещи. Призывы быть бережливым к вещам воспитывают жадность и скаредность.
Даря видеоигры и компьютерные диски, обратите внимание на то, чтобы они соответствовали возрасту, не были утомительными и излишне агрессивными. Возьмите с ребенка расписку, что он будет играть не более положенного времени (в разном возрасте свои требования к максимальному времени, проведенному у компьютера). Расписку в рамке повесьте близ компьютера, чтобы она напоминала ребенку об ответственном отношении к своим занятиям и о том, что взрослые игры требуют взрослого отношения. Подростки — тяжелое испытание для дарителей, поскольку это время дорогих подарков и очень капризных получателей даров. Вся мировая промышленность и реклама работают на этот возраст, а значит, подросток хорошо осведомлен обо всех дорогостоящих новинках. Рекламные проспекты в любом, даже самом замечательном журнале или ролики в интеллектуальной телепередаче неизменно включают подростка в стереотипы толпы — «это у всех есть», «это должно быть у тебя», «это признак статуса», «если у тебя нет этих вещей, ты выпадаешь из коллектива и становишься неудачником». Остановить погоню молодого человека за вещами практически невозможно, семья может лишь помочь в выработке своего стиля, обретении правильного отношения к вещам и формировании достойного поведения. Если вы не являетесь близким родственником, выбирая подарок, проконсультируйтесь с его родственниками. Самый популярный подарок в этом возрасте — декоративная и лечебная косметика, потому узнайте класс косметики, которую дарят все остальные гости. Лучше преподнести что-то из той же серии, чем своим подарком снизить ценность других презентов. Если все-таки вы не согласны с установившейся традицией семьи, то можете подарить дорогую туалетную воду. И мальчик, и девочка в этом возрасте мечтают о парфюме, и она может быть другого порядка и класса, чем остальная косметика.
В этом возрасте все грезят о славе, поэтому можно подарить и букет цветов — этот подарок тинейджеру будет в новинку и диковинку и приблизит к нему взрослую жизнь. Даже очень молодой человек будет счастлив украсить букетом свой именинный стол. Кстати, о праздничном столе — дети в этом возрасте чувствительны к посуде. Стаканы для сока и коктейля, чашка для чая или кофейная пара будут служить ему «пропуском» во взрослый мир. Забавным и стильным подарком может стать упаковка визитных карточек ребенка, преподнесенная тетей, дядей, старшими кузенами и кузинами. Визитки подтверждают его статус взрослого: люди могут интересоваться им, и на вопрос: «Кто ты такой?» — у него теперь есть ответ. Для подростка это важно.
Все тинейджеры вне зависимости от склонности и пристрастий любят пейджеры, плееры и аксессуары к ним, профессиональные спортивные принадлежности.
От 13 до 16 лет.
Единственный период, когда человек относится к одежде, как к подарку. Вещи подтверждают его модность, вписанность в контекст и его авторитет. Вы можете даже приблизительно знать размер подростка, а в выборе одежды ориентироваться только на его цвет глаз. Если вы купите ему аксессуары из модного молодежного магазина — вы попадете в точку. Именно с этой целью многие фирмы выпускают целые серии кожгалантереи, сумок, рюкзаков, поясов, трикотажных изделий, шарфов, смешных перчаток, варежек и муфт, маек с модными аппликациями и графическими рисунками, даже цветных шнурков для модных ботинок. К чисто подростковым подаркам относятся и солнечные очки. Правда, здесь легко промахнуться при подборе модели. Проще взять подростка с собой и, купив ему мороженое, настоять на том, чтобы он сам выбрал очки, перемерив полсотни, и нашел то, что ему соответствует.
Точно так же приобретается и головной убор: никаких сюрпризов, а при покупке никаких выражений сомнений. Может, эта шапочка будет фишкой на один раз, но подростки совершенно непрактичны при всей своей деловитости и взрослости, они обожают дорогостоящие эфемерные игрушки. Возможность один раз произвести впечатление для них важнее, чем хорошая добротная вещь, которая прослужит неделю-другую. Еще нужно заметить, что в этом возрасте человек индифферентен к произведениям искусства (пластиковые ящики под компакт-диски их обрадуют больше, чем произведения искусства, купленные в этническом магазине и сделанные руками мастеров Конго и Малой Азии) и к книгам. Спорить с этим бесполезно, утешайтесь тем, что это временно. Лучше пережить этот период спокойно и не дарить этих предметов. Это в самом деле странный возраст, к которому человек не возвращается никогда. Дизайнеры жилых помещений берут повышенную плату за разработку интерьера помещения в доме, где есть подросток. Любой предмет интерьера, который порадует подростка, приведет в отчаяние родителей. Но заигрывать взрослым гостям с подростком не стоит, иначе можно стать врагом дома, подарив постеры, пульверизаторы с краской, эксцентричные светильники, циновки или «музыку дождя и ветра».
Дети в этом возрасте любят цветы в виде букетов, но никто не сохраняет привязанность к растениям в горшках, даже недавно любимым кактусам. Все они стремятся проводить время вне дома, а потому «зеленые друзья» чахнут без полива. Единственное, с чем вы можете смело «подкатить» к этому капризному созданию, это мягкая игрушка любого размера и породы. Она не вызывает у подростка сомнений, не читается как намек на детскость и не подразумевает покровительства с вашей стороны.
От родителей девушки ждут в подарок ювелирные украшения и парфюм, а юноши — оплаченную вечеринку с шампанским только для его друзей или небольшое путешествие, может, всего лишь экскурсию с классом, но без родителей. Но эти подарки возможны только со стороны родителей, даже дедушка и бабушка не вправе принимать в этом участия.
Подростковый возраст — время парадоксов, и часто ребенок больше рад дешевому фотоальбому, подаренному одноклассниками, чем дорогому фотоаппарату, на который папа откладывал деньги три месяца. Что делать? Наш ребенок ждет в 15 лет одобрения сверстников. По многочисленным опросам подростков, лучшими подарками от друзей названы: кассеты и компакт-диски с любимой музыкой, авангардные украшения (фенечки), разнообразные свечи и подсвечники, воздушные шары, конфеты в большой коробке, маленькие игрушки на рюкзак и фотоальбомы. И потому, если ваш ребенок советуется с вами, что подарить другу, направляйте его в эту сторону. Многие магазины предлагают свечи и подсвечники для романтического подросткового возраста. Это не атрибуты ужина при свечах. Как раз строгие формы дети не ценят. А вот гелиевая свеча в банке, напоминающей банку с вареньем, или ароматизированные чайные свечки, мрачные черные или фиолетовые свечи с иероглифами, передающие неясный текст на неясном языке и возрождающие атмосферу страха, пройдут на «ура».
Что касается фенечек, то без специального словаря вы не разберетесь в их смыслах и посланиях. Потому знакомим- вас с азбукой этой знаковой системы. «Дети цветов» — хиппи, появившиеся в Америке в 1960-х годах, дали миру новую моду: яркую, оригинальную одежду и броские, пестрые украшения, причем больше всего ценилась ручная работа. Слово «фенька» произошло от вольной интерпретации английского «thing». Первоначально так назывались любые милые вещицы, подаренные друг другу, а позже это слово закрепилось за самодельными украшениями. Фенечки бывают бисерные, кожаные, деревянные, плетенные из мулине, шнурков, проволоки, металлические, вышитые и т. д. Корни плетеных бисерных украшений уходят в древность. Далеких предков современных фенечек можно встретить практически во всех народных культурах: бисерные украшения африканцев (в них преобладают яркие цвета — красный, желтый, голубой, черный), вампу-мы североамериканских индейцев (коричневый, зеленый, голубой, белый), браслеты полинезийцев (красный, белый, черный, розовый) и, конечно, украшения из мелких бусинок русских (синий, красный, светло-зеленый). Говорят, по бисерным вампу-мам индейцев можно читать, как по книге, — каждый цвет, каждый орнамент, их последовательность имеют определенное значение. А у африканских племен бисерные украшения меняются в зависимости от положения человека в племени; есть чисто «женские» цветовые сочетания, есть — «мужские», есть для юных, есть для стариков. Например, носить голубой цвет у некоторых племен положено только беременным женщинам.
И современная фенечка несет определенную смысловую нагрузку. В хипповской среде считается, что у феньки должно быть имя, которое ей дает автор. Фенечка, по мнению знатоков, является «сгустком энергии того, кто ее плел», и потому изготовленные своими руками украшения самому лучше не носить. Нельзя их и продавать. Приносящая счастье фенечка должна быть получена в подарок.
Иногда по количеству фенек можно вычислить возраст человека (человеческое существо, приравнивается к дереву, возраст которого дровосек определяет по количеству колец на пне). Существуют устойчивые цветовые сочетания-символы: красно-белый означает свободную любовь, голубой — спокойствие и умиротворенность, синий — любовь к Богу, белый — свободу, черный — мистику. Однако эта цветовая символика довольно условна. Так, сегодня поклоннику какой-нибудь музыкальной группы можно сплести браслет с ее названием или именем любимого музыканта. Или сделать для сестры браслетик под цвет ее любимого платья. Вы без труда сможете подобрать такую фенечку, если обратитесь в специальный салон — в музыкальном или ориентальном магазине есть адреса художников-кустарей.