Магазин-витрина товаров ручной работы
Назад

06.03.2012

Что подарить детям. Детские подарки

Нет ни одного человека, который с удовольствием не вспоминал бы детство. Хотя не каждый вырос в достатке, в атмосфере любви и понимания. И на самом деле, как это ни грустно, не каждый ребенок красив и талантлив. Среди маленьких столько же гениев и супергероев, как среди взрослых людей. Единственное отличие детского мира от мира взрослых — это то, что в детском мире нет неудачников. Наверное, потому, что вся система ценностей мира ребенка, который, кстати, больше всего выражен в виде подарков, создает ему представление о себе как о талантливом, оригинальном, красивом и счастливом человеке, которого ожидает большое будущее. Так что же подарить детям? Какие детские подарки будут "в тему"?

Во взрослом возрасте мы получаем много дорогих и заслуженных призов, но с нежностью вспоминаем подарки детские, абсолютно незаслуженные, не соот­ветствующие положению в обществе, статусу, заслу­гам. Как говорили во времена советского прошлого, дети — единственный привилегированный класс. Так что, наверное, главное в подарках в юном возрасте и вообще в подарках — это возможность получить их незаслуженно, просто так. Любой подарок без повода для ребенка дороже, чем знак дежурного уважения к какой-либо дате. Просто приезд знакомых или род­ственников, первый концерт в музыкальной школе, пятерка по математике или простуда, во время кото­рой ребенка нужно чем-то занять, а потому ему и да­рится новая игрушка, производят впечатление боль­ше, чем подарки на Новый год или день рождения. Кроме того, подарки детям отличаются от остальных тем, что они приглашают к игре. Это либо собственно игры, организующие досуг ребенка (конструкторы, железная дорога, настольные игры, хоккей и бильярд, электронные игрушки, спортивные принадлежности и принадлежности для шитья и вязания), либо «това­рищи по играм» (мишки, куклы, собачки и другие мягкие игрушки). В последнее время стали популярны развивающие игры — карандаши, краски, пластилин, глина, сборные орнаменты, наборы для витража и мозаики, сборные модели машин, самолетов, кораб­лей, кубики, Пирамидки, дартс для развития меткости. Эти подарки особенно ценятся родителями ребенка. Сам же малыш играет ими лишь в том случае, если умеет себя самостоятельно развлекать. На самом деле ребенка развивают любые вещи, передающие разно­образие мира и помогающие самостоятельно что-то создавать. Талантливые дети умеют с помощью про­стых предметов выстроить свой мир. Но даже те, кто будут простыми клерками, вправе рассчитывать на то, чтобы мир их принимал и был открыт для взаимно­сти и безопасен.

Самое глубокое заблуждение — то, что ребенок рад всему. На самом деле нет более жестокого критика ва­ших усилий. И часто подарки, которые нравятся взрослым, не имеют никакой ценности для детей. К счастью, наоборот бывает реже. И если вы будете учитывать интересы ребенка, то и родителям угодите. А если наоборот, то можно попасть в неловкое поло­жение.

Начнем с описания подарков самым маленьким. О них говорить легче, поскольку они имеют четкие требова­ния: медицинские и педагогические. И, вне зависимо­сти от будущего характера, наклонностей и таланта человека, есть четкие параметры подарков. Во-первых, экологические и медицинские требова­ния к игрушкам должны быть строго соблюдены. Материалы и краски не могут содержать ядовитых и опасных веществ, мягкие игрушки должны быть покрыты составом, предохраняющим их от воспла­менения, у игрушки не должно быть мелких деталей, которые ребенок проглотит или всунет в ухо. Следу­ет избегать раздражающих тонов и резких звуков иг­рушек. Кстати, бойтесь экспериментов — поющий горшок, музыкальные игрушки (говорящие медведи, куклы, произносящие набор фраз), Санта-Клаусы, исполняющие рождественские гимны, могут испу­гать малыша. Все это интересно ребенку-школьнику, но действует угнетающе на психику детей младшего возраста.

Общие педагогические требования к игрушкам: игры и игрушки, адресованные детям от рождения до 5 лет, должны опережать развитие малыша, чтобы они ве­ли интеллект ребенка за собой, а не тормозили раз­витие. Только когда ребенок лет в пять говорит: «А когда я был маленьким. А помнишь. Когда-то дав­но...» и прочие фразы, передающие его сладкое нос­тальгическое отношение к детству, можно считать, что он вырос и, развиваясь по индивидуальной про­грамме, готов выбирать разные игрушки, в том числе вещи и предметы из своего прошлого. Многие дети повторно проходят увлечение песком, совком и фор­мочками или мозаиками. И сложное строительство замка может включать простые, даже примитивные, игрушки двухлетнего ребенка. Ребенок 5-7 лет с ху­дожественными способностями может заново пы­таться рисовать пятерней или лепить из глины про­стейшие формы. А школьник начальных классов с выраженными математическими способностями иногда повторно играет в кубики и крупные конст­рукторы, параллельно с увлечением шахматами и тонким моделированием.

Подарки в возрасте от рождения до 1 года:

Коляска.

Накомарник для кроватки.

Симпатичный горшок.

Игровой коврик.

Термометр-игрушка для ванночки.

Детская косметика.

Соска, пустышка.

Прорезыватель зубов, грызунок.

Большая мягкая игрушка для манежа (она не потре­буется до года), но хорошо, если малыш привыкнет к мягкому другу раньше, чем начнет с ним играть.

Пусть у него сформируется ощущение, что этот мед­ведь был рядом с ним всегда. Это подобие младшего брата, особенно если ребенок в семье один. С одной стороны, он для малыша защитник, а с другой — тот, кто без обид, спокойно будет относиться к проявлени­ям детской агрессии и неосторожной неуклюжести. Словом, друг, который никогда не попрекнет за недо­стойное поведение.

Подарки малышам от 1 до 1,5 лет:

Манеж.

Кружка — «неразливайка-неваляшка», бутылочка с соской.

Погремушки.

Подвески над кроватью.

Игрушки резиновые, пластиковые (звери, птицы).

Игрушки для улицы (лопатки, ведерки, мячи, игруш­ки на колесиках).

Пирамидки, неваляшки.

Большие кубики-конструкторы.

Мягкая мебель-конструктор (яркие мягкие меховые кубики из экологических материалов ребенок мо­жет передвигать в манеже, обучаясь более-менее ос­мысленным движениям).

Надувной круг (жилет) для водных процедур.

Аудиокассеты с колыбельными, детскими песенками.

Детский игровой дом — своеобразный манеж с ле­сенками и ступеньками, перекладинами и пуфика­ми, позволяющими малышу не просто находиться в безопасности, но и играть.

Санки и подстилка в санки.

Книжки-малютки с минимальным текстом, но боль­шими объемными резиновыми или пластиковыми игрушками-иллюстрациями, переходящими со стра­ницы на страницу.

Большой надувной мяч.

Стол-стул.

Детское сиденье для автомобиля.

Качельки, прыгунки, ходунки.

Подарки малышам от 1,5 до 3-3,5 лет.

Ребенок в этом возрасте начинает осваивать вещный мир, обретать навыки обращения с разными предме­тами. Потому игрушки нужно подбирать (это главное требование) разнотипные по материалу и форме: от бархата — до камня, от полиэтилена — до металла, большие и маленькие, статичные и двигающиеся. Ма­ленький человек познает мир пальцами, и чем разно­образнее его игры, тем больше возможности для само­выражения он получит

И по цене игрушки должны разниться. С одной сто­роны, у малыша огромное желание ломать и разби­рать машинки на детали, и эту потребность он дол­жен удовлетворять сполна, с другой — ребенок в этом возрасте начинает формировать эстетические представления о мире и познает запреты. Так, абст­рактное «нельзя» на малыша не действует. Не случай­но потомственные антиквары давали подержать ре­бенку дорогие вещи, чтобы он с детства умел отли­чать произведение искусства от подделки. Какую бы задачу воспитания вы ни ставили, помните, что главные формулы поведения («тебе позволено», «ты можешь», «это опасно», «очень красивое») фор­мируются в этом возрасте. Ребенок учится понимать различие между праздничной одеждой и спортив­ной, бьющейся и небьющейся посудой, массовой и редкой вещью и таким образом находит свое место в мире взрослых, других детей, животных, растений, предметов.

Подарки ребенку в возрасте активного познания мира:

Наборы деревянных кубиков. Классика детского ми­ра всегда уместна, а значение этой игрушки трудно переоценить — она развивает моторику, вестибу­лярный аппарат, чувство равновесия и пространст­венное мышление.

Мячи разных размеров, из разных материалов. Эта вечная игрушка вошла в наш мир благодаря древним инкам — во всяком случае, антропологи утверждают, что на Американском континенте мяч был главной забавой детей.

Куклы, причем они нужны не только девочкам, но и мальчикам. Так же как в игрушечном арсенале де­вочки обязательно должны быть одна-две машинки.

Меховые или плюшевые зверюшки.

Лошадки-качалки, машинки, в которых малыш смо­жет ездить во дворе.

Детские велосипеды.

Развивающие игры с кубиками и карточками.

Наборы для сюжетных игр. У нас их почти не произ­водят, часто встречаются китайские, иногда — не­мецкие и австрийские, качеством на порядок выше .

Модели, которые нужно собирать или клеить.

Разнообразные конструкторы. Импортные или отечественные, которые ничуть не хуже с развива­ющей точки зрения, но менее яркие и менее рек­ламируемые.

Игры в коробках —«лото», логические игры, в кото­рые сможет играть вся семья.

Детские театры (наборы кукол, надеваемых на руку или пальцы) — для ролевых игр.

Наборы ролевых игрушек. Например, набор для пе­ревоплощения в индейца (лук, стрелы, томагавк), набор для перевоплощения в рыцаря (меч, щит, шлем) и т. д.

Книги для детей, альбомы, краски, специальный дет­ский пластилин, кисточки, цветная бумага.

Мебель для кукол, посуда, одежда.

Машинки (маленькие, большая машина для кукол).

Домики-гаражи для машин.

Пирамидки, матрешки.

Ростомер.

Дорожка здоровья.

Красивая посуда для ребенка.

Надувной бассейн.

Ведерки, формочки, лопатки для улицы.

Детский стол-парта для игр.

Детская красивая зубная щетка в футляре-игрушке, ведь именно в этом возрасте малыша приучают к ос­новным гигиеническим нормам.

Музыкальные игрушки (духовые музыкальные инст­рументы).

Карман на кровать для пижамы.

Доска на стену для рисования.

Домашняя песочница, представляющая довольно внушительных размеров ящик с чистым песком, а также фигурками и предметами, позволяющими создавать различные миры: предметы неживой природы (камни, минералы, ракушки); «растения» (деревья, цветы, шишки, желуди); «животные» (иг­рушечные птицы, рыбы, насекомые, дикие и до­машние животные); фигурки людей различных эпох, культур, профессий, взрослых и детей; фан­тастический мир (сказочные персонажи); руко­творный мир (здания, мосты, строительные мате­риалы, транспорт); а также палочки, шарики, гео­метрические фигурки.

Специальные развивающие центры для совсем ма­леньких детей. В этих центрах обязательно есть зер­кальце, что-то крутящееся, что-то звенящее, что-то открывающееся, выскакивающее и т.д. Ребенок кру­тит колесики, жмет на кнопочки, дергает за рычажки и таким образом познает законы механики.

Другие развивающие игрушки — разнообразные ящички с прорезями разных форм, куда нужно просо­вывать соответствующие предметы (шар, кубик, па­раллелепипед, цилиндр, звездочку и т.д.).

Прекрасные развивающие игрушки для этого возрас­та — различные паззлы. Паззл — это дощечка с выре­занными в ней контурами геометрических фигур или каких-то картинок (звери, овощи и т.д.).

Психологи утверждают, что в этом возрасте следует избегать прочно скрепляющихся конструкторов (типа «Лего») до тех пор, пока ребенок не освоил строительство из обычных (пластмассовых или, еще лучше, деревянных) кубиков. Конструкция из обычных кубиков требует гораздо более точного планирования и хороших моторных навыков (ина­че она попросту развалится). Привыкнув к жестким скреплениям деталей, ребенок не разовьет в себе необходимые ему навыки удержания равновесия и весового соотношения частей.

Подарки для детей от 4 до 6 лет.

Время подражания и имитаций. Ребенок пытается «примерить» роли и профессии взрослых. Пожарная и милицейская машинка, авотомобильчик «скорой помощи», предметы кукольной мебели, посуда, муля­жи фруктов — все это дети выбирают с равным инте­ресом. Если вы хотите, чтобы ребенок играл в чело­века творческих профессий, то водите его в театр и на архитектурные выставки, чтобы он видел «взрослые игрушки» — декорации, макеты. А если хо­тите развивать его логические наклонности, то иг­райте с ним в «лото», шашки, более сложные конст­рукторы, логические игры, мозаики, паззлы. В любом случае это будет игра в «профессию» с различными социальными ролями. Даже если ребенок не посе­щает детский сад, все игры в этом возрасте ролевые, а все игрушки должны быть наделены разными харак­терами. Например, посадите цветы, подарите малышу садовую лейку, безопасные ножницы, пластмассовые горшки и опрыскиватели, населите подоконник фи­гурками зверей. Это будет ферма с виноградником и скотным двором, откуда воображение малыша будет перевозить на рынок урожай, печь хлеб в пекарне, го­товить еду в местном трактире, и мимо этой фермы его игрушки будут следовать в школу. Любая игра должна иметь сюжет и развитие: чем дальше игры уведут фан­тазию ребенка, тем более удачным можно считать вы­бор игрушки.

Этот возраст — самое подходящее время для разнооб­разных конструкторов и мозаик. Обязательны и книги с хорошими картинками, наборы для сюжетных игр (скотный двор, ремонтная мастерская). Понравятся малышу и специальные дартсы (домашний тир с при­липающими шариками и т.д.).

Подарки детям от 4 до 6 лет:

Зеркало, расчески, заколки для волос, сумочка.

Посуда, одежда, предметы быта для кукол.

Наколенники, налокотники для велосипеда.

Калейдоскоп.

Машинки (грузовая, «скорой помощи», пожарная, кран, легковая, милицейская).

Солдатики разных эпох и стран.

Видеокассеты с детскими мультиками.

Краски (5-6 цветов), кисточки, бумага, клей, пласти­лин, мелки для рисования на улице, «волшебный эк­ран».

Раскраски.

Игры, развивающие меткость («Набрось кольцо», «Кегельбан»).

Игрушечный телефон.

Набор для создания гипсовых фигурок.

Атрибуты для сюжетно-ролевых игр («Доктор», «Продавец» и т. д.).

Карнавальные костюмы.

Лыжи, коньки, роликовые коньки, велосипед, само­кат, но обязательно с защитой — наколенниками, налокотниками и шлемом.

Детские музыкальные инструменты.

Спортивная стенка, перекладина.

Надувная игрушка для плавания.

Вырезная кукла с одеждой.

Игрушечные часы (настольные, наручные, будиль­ник, песочные).

Кораблики.

Герои для домашнего театра (пальчиковый, би-ба-бо, плоскостной).

Деревянные фигурки для декоративного раскраши­вания.

Набор для оригами.

Математические игры, игры с цифрами.

И помните, дарить в этом возрасте милитаризирован­ные игрушки — модели военной техники и оружие — преступление. Даже если в вашей семье все мужчины военные и вы хотели бы, чтобы ваш сын продолжил семейную традицию, такие игрушки не приведут к же­лаемому результату. Они вызывают агрессию, которую ребенок не может реализовать, и потому она разруша­ет личность. Драки и детские травмы могут оказаться не худшим последствием. Учтите, что во многих стра­нах мира такие игрушки запрещены. Вы не найдете военную игрушку английского производства, хотя да­же наследники престола там традиционно служат в военном флоте.

От б до 9 лет.

Начальная школа. Ребенок уже пошел в школу, поми­мо всех игрушек, которые мы дарили (вы можете по­вторять игрушки, если они интересны вашему отпры­ску), и помимо спортивного инвентаря, который вы без труда подберете сами, в этом возрасте у малыша появляются свои «взрослые» забавы. Например, лич­ные вещи, которые внушают ему уважение и помогают включиться в учебный процесс без страха и скуки. В этом возрасте ребенку дарят первые настоящие ча­сы или будильник, только его личные, по которым он будет вставать в школу и планировать день. Подарите первую  записную книжку для записи телефонов школьных приятелей и своих дел. Собственный рюк­зак — это тоже не блажь. У него уже есть школьный ра­нец, сумка для сменной обуви, но именно рюкзак, куда ребенок складывает вещи, отправляясь на прогулку, в студию или кружок, имеет для него огромное значе­ние. Хорошо, если он получит в подарок фотоаппарат, фотопринадлежности и фотоальбомы. Если ребенок увлекся коллекционированием, то подарите кляссер для марок, планшеты для монет. Если у него есть кар­манные деньги, то подарите ему копилку, но небьющу­юся — ему будет трудно разбить свинку, это может воспитать в нем бережливость или скаредность, трудность расставания с деньгами. А если это будет сундук с ключиком, как у пирата Флинта, или деревянный ящичек, или подобие пижамного мишки, но малень­кого размера игрушка с молнией на животе и проре­зью на спинке, то ребенок будет рад. Глобус, обучающие компьютерные игры тоже понра­вятся первокласснику. Еще одним хорошим подарком будут сложные игры: авторалли, «Монополия», «Эру­дит», электронное лото для изучения иностранного языка, железная дорога, а из конструкторов — слож­ные наборы — железные, с винтиками и отвертками. Этим подарком вы достигаете еще одну цель: игры мальчиков и девочек должны сближать детей и воспи­тывать общность интересов.

В этом возрасте закладывается умение общаться с противоположным полом, а значит, делается «взнос» в будущую счастливую семейную жизнь ребенка. Пси­хологи доказали, что семью разрушает различие инте­ресов, разное представление о досуге, когда один смо­трит сериал, а другой — футбол, один готовит и на­крывает на стол, а другой перекусывает бутербродами, один лихорадочно зарабатывает деньги, а другой уст­раивает быт таким образом, что «кормильцу» нечего делать в доме.

Вы не умеете занять ребенка игрой или у вас не хвата­ет времени? Вы не способны обучить сына вязанию, рассказывая про главное увлечение британских моря­ков? Не можете научить его вышивать, сославшись на историю шведского короля, чьи вышивки считаются произведениями искусства? Ваша дочь совершенно не интересуется механизмами, сколько ни дари ей маши­нок и будильников и ни бери ее в гараж? Слава Тереш­ковой, Гризодубовой, Попович не увлекает маленькую принцессу?.. Лучшим подарком в этой ситуации для вас и ваших детей будет театр: би-ба-бо, марионетки, теневой театр, сделанные совместными усилиями де­корации, материалы для которых можно купить в спе­циальных отделах крупных магазинов, а также маски, костюмы, театр-вертеп. Этот подарок можно дополнять системой осветительных приборов, магнитофо­ном для сопровождения спектакля, набором инстру­ментов для изготовления сцены и кулис. Благодаря та­кому дару ваш ребенок обретет компанию друзей и приятелей. Мальчик научится печь, чтобы пригото­вить пряники для театральной постановки. А девоч­ка — забивать гвозди, если этого требует осмыслен­ный процесс монтирования декораций. В раннем школьном возрасте проявляются способно­сти и склонности. Отнеситесь к этому серьезно. Если это художественные склонности, то подарите малышу мольберт и хорошие краски, чтобы ребенок осозна­вал себя художником и профессионально относился к своему занятию. Юному музыканту поможет настоя­щий пюпитр. Будущему биологу — сачок и банки для насекомых. Все это должно быть серьезными взрос­лыми вещами и тем самым поддерживать в малыше сознание избранности. Еще это время, когда ребенок начинает собирать свою библиотеку. И книжки в доме он ценит не менее, чем вещи, — они такие же игрушки для него, как плюшевые, резиновые, пластиковые. Сложный вопрос, когда ребенок готов остаться наеди­не с книгой. Если вам не удалось найти в своем шкафу книжку, которая привлечет его внимание, дальше бу­дет еще сложнее увлечь его чтением. Поэтому приво­дим список книжек, которые можно обсуждать. 

А. Пушкин. Сказки Г. X. Андерсен. Сказки Т. Янссен. Книги о муми-троллях А. Линдгрен. Малыш и Карлсон. Пеппи — Длинный Чулок и другие сказочные истории С. Лагерлёф. Путешествие Нильса с дикими гусями А. Милн. Винни-Пух и все-все-все П. Трэверс. Мэри Поппинс Дж. Барри. Питер Пен. А. Волков. Волшебник Изумрудного города Фрэнк Баум. Волшебник из страны Оз А Толстой. Буратино К. Чуковский. Сказки. Р. Киплинг. Маугли и другие истории. Ф. Купер. Пенталогия о Кожаном Чулке. М. Рид. Всадник без головы. Ж. Верн. Пятнадцатилетний капитан: Дети капитана Гранта и другие произведения.

Д. Родари. Приключения Чиполлино

Л. Кэрролл. Алиса в Стране чудес

Э.Т.А. Гофман. Щелкунчик и Мышиный король

Дж Толкиен. Хоббит, или Туда и обратно

П. Ершов. Конёк-Горбунок

Д. Биссет. Забытый день рождения

3.  Рауд. Муфта, Полботинка и Моховая Борода 

Д. Харрис. Сказки дядюшки Римуса

Д. Свифт Путешествие Гулливера (в детской версии)

К. Грэхем. Ветер в ивах

Всегда кстати будут и книги В. Скотта, А. Дюма-отца, Диккенса, Г. Мелвилла, А. Конан Доила, У. Коллинза,  Э. По, Р. Л. Стивенсона.

Детскую библиотеку должны наполнять не только кни­ги, но и предметный мир — карты, лупа, подзорная тру­ба, бинокль, компас, барометр, раковины, старинные бутыли, а точнее, просто бутыли сложной формы, мо­неты, сургуч, бечевки, перья, модели кораблей — это позволит по-настоящему увлечься историями из книг и чувствовать себя героем старинных историй и при­ключений.

И конечно, в этом возрасте ценятся книжки с богатыми иллюстрациям или книжки-театр, дублирующие сюжет. Детей привлекут также эстампы на сюжеты детской ли­тературы.

От 10 до 12 лет.

В эти годы ребенок проявляет самостоятельность, осваивает мир и сложные игры; обычно ему уже пе­рестают читать вслух и петь колыбельные. Он ходит на концерты или в театры не только с родственни­ками, но и с друзьями из класса, многие дети само­стоятельно начинают ходить в школу. Ребенок посе­щает библиотеку, кружок, спортивную секцию, музыкальную или художественную школу. Все подарки в этом возрасте призваны поддержать его начина­ния. Так, если ребенок занимается в бассейне, чтобы не обижать его «детскими» вопросами: «Хорошо ли ты вытерся?» и так далее, нужно подарить ему фирменное полотенце, желательно с символикой, при­нятой в его кругу. Чтобы не ругать ребенка за неря­шливость и неаккуратность — «Все вещи разброса­ны!», подарите ему прозрачные пластиковые этажерки с прозрачными выдвижными ящиками, которые он видит в детских сериалах и куда он сам с наслаждением будет складывать цветную бумагу, коллекции фантиков и монеток. Дети особенно чув­ствительны в этом возрасте к канцелярским при­надлежностям: файлы для бумаг, перекидной алфа­вит, коробки, мини-кофры, пеналы они примут с не меньшим потрясением, чем ранее машинки с дис­танционным управлением. Если вы воспользуетесь этим советом, то, по мнению психологов, вопрос с подарком будет решен, так же как вопрос с вы­ученными уроками и собранными в школу портфе­лями.

Обычно в этом возрасте у детей проявляется интерес к музыке, и фонотека должна пополняться по их вы­бору.

И еще один совет. В этом возрасте ребенок обидится, если вместо нового велосипеда получит старый — от старшего брата, а вот в возрасте 8-10 лет его, наобо­рот, обрадует вещь, «доставшаяся по наследству». В предподростковом возрасте ребенку хочется полу­чить свою — личную — вещь, которую он может обме­нять, дать напрокат, подарить. Кстати, родителям не стоит печалиться, если через неделю после дня рожде­ния, на котором ребенку подарили плеер, он принесет два поношенных скейта, вымененных у приятеля. И потому не дарите очень дорогих подарков. В эти годы у детей появляется внимание к своей внеш­ности, желание проявить себя в одежде, в выборе му­зыкального стиля и досуга. Но возникают также и проблемы с внешностью: непропорционально растут ру­ки и ноги, возникают комплексы из-за веса и роста, меняются кожа и волосы. Медицинские вопросы поз­волительно решать только родителям, и то после кон­сультации с эндокринологом или другим специалис­том. Поэтому даже очень дорогое средство по уходу за кожей — плохой подарок, а витаминный комплекс для похудения — просто недопустим. Зато всевозможные наборы масла, соли, пены для ванн, щеток и массаж­ных рукавиц, банных халатов, полотенец с вышитой монограммой подростка будут кстати. Съедобных подарков (шоколад, конфеты, сладости, торты, варенье, фрукты) тоже лучше избегать — они могут оказать плохое действие на растущий организм и спровоцировать ухудшение «подростковых про­блем». Нужно обратить внимание, что ребенок в этом возрасте проводит часть времени без родителей, разо­гревает себе обед, ходит в магазин за продуктами, по­лучает долю обязанностей по уборке квартиры. Если своими подарками вы сможете обратить тяжкую обя­занность в игру, он будет вам благодарен. Яйцеварка, сырорезка, картофелечистка, блинница, вафельница, йогуртница — все это также нравится подросткам, как машинки с дистанционным управлением в раннем детстве.

Спортивная сумка для продуктов вместо полиэтиле­новых пакетов, которые выглядят не так «круто», тоже неплохой вариант подарка.

Несмотря на то что дети хотят выделиться и при­влечь к себе внимание, это время первых секретов. Если вы близкий друг семьи, то можете пригласить именинника в музыкальный магазин и предложить ему выбрать кассеты или диски на ту сумму, кото­рой располагаете. Быть может, у него есть музы­кальные кумиры, о которых он не хочет рассказы­вать своим родственникам. Всегда порадует ребен­ка спортивный инвентарь, но этот подарок требует внимательного отношения взрослых. Надо знать, что из спортивных принадлежностей и в каком возрасте уместно. Нельзя дарить спортинвентарь на вырост. Профессиональный скейт, сноуборд, сложные ролики, горный или гоночный велосипед спровоцируют ребенка на необдуманные поступки, ведь инстинкт самосохранения в этом возрасте еще не развит. Нужно учитывать такой аспект: дети обожают меняться. Поэтому дарите то, с чем будет не жалко расстаться. Обмен нового скейта на старый плюс черепаха для ребенка равноценен. В этом воз­расте надо поощрять желание поделиться или предо­ставить напрокат свои вещи. Призывы быть береж­ливым к вещам воспитывают жадность и скаред­ность.

Даря видеоигры и компьютерные диски, обратите внимание на то, чтобы они соответствовали возрасту, не были утомительными и излишне агрессивными. Возьмите с ребенка расписку, что он будет играть не более положенного времени (в разном возрасте свои требования к максимальному времени, проведенному у компьютера). Расписку в рамке повесьте близ ком­пьютера, чтобы она напоминала ребенку об ответст­венном отношении к своим занятиям и о том, что взрослые игры требуют взрослого отношения. Подростки — тяжелое испытание для дарителей, по­скольку это время дорогих подарков и очень каприз­ных получателей даров. Вся мировая промышлен­ность и реклама работают на этот возраст, а значит, подросток хорошо осведомлен обо всех дорогостоя­щих новинках. Рекламные проспекты в любом, даже самом замечательном журнале или ролики в интел­лектуальной телепередаче неизменно включают под­ростка в стереотипы толпы — «это у всех есть», «это должно быть у тебя», «это признак статуса», «если у те­бя нет этих вещей, ты выпадаешь из коллектива и ста­новишься неудачником». Остановить погоню молодо­го человека за вещами практически невозможно, се­мья может лишь помочь в выработке своего стиля, обретении правильного отношения к вещам и форми­ровании достойного поведения. Если вы не являетесь близким родственником, выбирая подарок, прокон­сультируйтесь с его родственниками. Самый популяр­ный подарок в этом возрасте — декоративная и лечеб­ная косметика, потому узнайте класс косметики, кото­рую дарят все остальные гости. Лучше преподнести что-то из той же серии, чем своим подарком снизить ценность других презентов. Если все-таки вы не со­гласны с установившейся традицией семьи, то можете подарить дорогую туалетную воду. И мальчик, и девоч­ка в этом возрасте мечтают о парфюме, и она может быть другого порядка и класса, чем остальная косме­тика.

В этом возрасте все грезят о славе, поэтому можно по­дарить и букет цветов — этот подарок тинейджеру бу­дет в новинку и диковинку и приблизит к нему взрос­лую жизнь. Даже очень молодой человек будет счаст­лив украсить букетом свой именинный стол. Кстати, о праздничном столе — дети в этом возрасте чувствительны к посуде. Стаканы для сока и коктейля, чашка для чая или кофейная пара будут служить ему «пропуском» во взрослый мир. Забавным и стильным подарком может стать упаковка визитных карточек ребенка, преподнесенная тетей, дядей, старшими ку­зенами и кузинами. Визитки подтверждают его статус взрослого: люди могут интересоваться им, и на во­прос: «Кто ты такой?» — у него теперь есть ответ. Для подростка это важно.

Все тинейджеры вне зависимости от склонности и пристрастий любят пейджеры, плееры и аксессуары к ним, профессиональные спортивные принадлежно­сти.

От 13 до 16 лет.

Единственный период, когда человек относится к одежде, как к подарку. Вещи подтверждают его мод­ность, вписанность в контекст и его авторитет. Вы можете даже приблизительно знать размер подро­стка, а в выборе одежды ориентироваться только на его цвет глаз. Если вы купите ему аксессуары из модного молодежного магазина — вы попадете в точку. Именно с этой целью многие фирмы выпу­скают целые серии кожгалантереи, сумок, рюкза­ков, поясов, трикотажных изделий, шарфов, смеш­ных перчаток, варежек и муфт, маек с модными аппликациями и графическими рисунками, даже цветных шнурков для модных ботинок. К чисто подростковым подаркам относятся и солнечные очки. Правда, здесь легко промахнуться при подбо­ре модели. Проще взять подростка с собой и, купив ему мороженое, настоять на том, чтобы он сам вы­брал очки, перемерив полсотни, и нашел то, что ему соответствует.

Точно так же приобретается и головной убор: никаких сюрпризов, а при покупке никаких выражений сомне­ний. Может, эта шапочка будет фишкой на один раз, но подростки совершенно непрактичны при всей сво­ей деловитости и взрослости, они обожают дорого­стоящие эфемерные игрушки. Возможность один раз произвести впечатление для них важнее, чем хорошая добротная вещь, которая прослужит неделю-другую. Еще нужно заметить, что в этом возрасте человек ин­дифферентен к произведениям искусства (пластико­вые ящики под компакт-диски их обрадуют больше, чем произведения искусства, купленные в этническом магазине и сделанные руками мастеров Конго и Ма­лой Азии) и к книгам. Спорить с этим бесполезно, уте­шайтесь тем, что это временно. Лучше пережить этот период спокойно и не дарить этих предметов. Это в самом деле странный возраст, к которому чело­век не возвращается никогда. Дизайнеры жилых поме­щений берут повышенную плату за разработку инте­рьера помещения в доме, где есть подросток. Любой предмет интерьера, который порадует подростка, приведет в отчаяние родителей. Но заигрывать взрос­лым гостям с подростком не стоит, иначе можно стать врагом дома, подарив постеры, пульверизаторы с кра­ской, эксцентричные светильники, циновки или «му­зыку дождя и ветра».

Дети в этом возрасте любят цветы в виде букетов, но никто не сохраняет привязанность к растениям в горшках, даже недавно любимым кактусам. Все они стремятся проводить время вне дома, а потому «зеле­ные друзья» чахнут без полива. Единственное, с чем вы можете смело «подкатить» к этому капризному созда­нию, это мягкая игрушка любого размера и породы. Она не вызывает у подростка сомнений, не читается как намек на детскость и не подразумевает покрови­тельства с вашей стороны.

От родителей девушки ждут в подарок ювелирные ук­рашения и парфюм, а юноши — оплаченную вечерин­ку с шампанским только для его друзей или небольшое путешествие, может, всего лишь экскурсию с классом, но без родителей. Но эти подарки возможны только со стороны родителей, даже дедушка и бабушка не вправе принимать в этом участия.

Подростковый возраст — время парадоксов, и час­то ребенок больше рад дешевому фотоальбому, по­даренному одноклассниками, чем дорогому фото­аппарату, на который папа откладывал деньги три месяца. Что делать? Наш ребенок ждет в 15 лет одо­брения сверстников. По многочисленным опросам подростков, лучшими подарками от друзей назва­ны: кассеты и компакт-диски с любимой музыкой, авангардные украшения (фенечки), разнообразные свечи и подсвечники, воздушные шары, конфеты в большой коробке, маленькие игрушки на рюкзак и фотоальбомы. И потому, если ваш ребенок сове­туется с вами, что подарить другу, направляйте его в эту сторону. Многие магазины предлагают свечи и подсвечники для романтического подросткового возраста. Это не атрибуты ужина при свечах. Как раз строгие формы дети не ценят. А вот гелиевая свеча в банке, напоминающей банку с вареньем, или арома­тизированные чайные свечки, мрачные черные или фиолетовые свечи с иероглифами, передающие неяс­ный текст на неясном языке и возрождающие атмо­сферу страха, пройдут на «ура».

Что касается фенечек, то без специального словаря вы не разберетесь в их смыслах и посланиях. Пото­му знакомим- вас с азбукой этой знаковой системы. «Дети цветов» — хиппи, появившиеся в Америке в 1960-х годах, дали миру новую моду: яркую, ори­гинальную одежду и броские, пестрые украшения, причем больше всего ценилась ручная работа. Сло­во «фенька» произошло от вольной интерпретации английского «thing». Первоначально так назывались любые милые вещицы, подаренные друг другу, а поз­же это слово закрепилось за самодельными украше­ниями. Фенечки бывают бисерные, кожаные, дере­вянные, плетенные из мулине, шнурков, проволоки, металлические, вышитые и т. д. Корни плетеных би­серных украшений уходят в древность. Далеких предков современных фенечек можно встретить практически во всех народных культурах: бисерные украшения африканцев (в них преобладают яркие цвета — красный, желтый, голубой, черный), вампу-мы североамериканских индейцев (коричневый, зе­леный, голубой, белый), браслеты полинезийцев (красный, белый, черный, розовый) и, конечно, ук­рашения из мелких бусинок русских (синий, крас­ный, светло-зеленый). Говорят, по бисерным вампу-мам индейцев можно читать, как по книге, — каждый цвет, каждый орнамент, их последовательность име­ют определенное значение. А у африканских племен бисерные украшения меняются в зависимости от по­ложения человека в племени; есть чисто «женские» цветовые сочетания, есть — «мужские», есть для юных, есть для стариков. Например, носить голубой цвет у некоторых племен положено только беремен­ным женщинам.

И современная фенечка несет определенную смысло­вую нагрузку. В хипповской среде считается, что у феньки должно быть имя, которое ей дает автор. Фе­нечка, по мнению знатоков, является «сгустком энер­гии того, кто ее плел», и потому изготовленные свои­ми руками украшения самому лучше не носить. Нельзя их и продавать. Приносящая счастье фенечка должна быть получена в подарок.

Иногда по количеству фенек можно вычислить возраст человека (человеческое существо, приравнивает­ся к дереву, возраст которого дровосек определяет по количеству колец на пне). Существуют устойчивые цветовые сочетания-символы: красно-белый означает свободную любовь, голубой — спокойствие и умиро­творенность, синий — любовь к Богу, белый — свобо­ду, черный — мистику. Однако эта цветовая символика довольно условна. Так, сегодня поклоннику какой-ни­будь музыкальной группы можно сплести браслет с ее названием или именем любимого музыканта. Или сде­лать для сестры браслетик под цвет ее любимого пла­тья. Вы без труда сможете подобрать такую фенечку, если обратитесь в специальный салон — в музыкаль­ном или ориентальном магазине есть адреса худож­ников-кустарей.