Магазин-витрина товаров ручной работы
Назад

25.03.2012

Что подарить зарубежным деловым партнерам. Подарок зарубежному партнеру

Особенно внимательно надо подойти к подарку зарубежному деловому партнеру. Национальные особенности и законодательство разных стран ставят подчас весьма серьезные ограничения и условия.

Так, в европейских деловых кругах не принято дарить одежду. Исключение — галстук, типовой подарок де­ловым партнерам на Западе; особенно его любят ком­пьютерные и авиационные компании. Но и с галсту­ком не все так просто: лучше если этот предмет муж­ского гардероба будет однотонным — с одной стороны, на таком галстуке лучше смотрится логотип фирмы, с другой — полосатый галстук — привилегия закрытых школ и колледжей. Не стоит дарить значки на длинной острой булавке или перочинные ножи (во многих странах колющие предметы — дурная примета). Но если вы все-таки остановились на этом виде презента, продумайте хорошую упаковку. Нож должен быть в футляре, а значок — на презентацион­ной открытке или карточке. Не принято в деловых кругах Запада как подарок спиртное (ваш партнер может оказаться трезвенником, членом клуба ано­нимных алкоголиков, мусульманином или мормо­ном). Русскую водку преподносят только в том случае, если на последнем коллективном банкете ваш зару­бежный коллега искренне хвалил русское хлебосоль­ство и русский национальный напиток. Будет идеаль­но, если человек сможет пользоваться подарком на предприятии или в офисе. Деловой подарок должен напоминать о вашем партнерстве, подчеркивать деловые отношения и не смотреться слишком ярко в интерьере. Многие фирмы к офисному дизайну от­носятся строго.

Другим типом подарка может быть подарок для вит­рины. Стеклянные витрины с подсветкой, установлен­ные в приемной компании, где сувениры с ярко выра­женным национальным колоритом свидетельствуют о широких связях компании. Если у вас нет особо ого­воренных отношений, цена подарка не должна превышать 100 долларов. В противном случае возникает ощущение, что вы подкупаете фирму, давите на парт­нера или ведете нечестную игру. При этом вряд ли се­рьезный бизнесмен отблагодарит вас услугой — это чревато для него неприятными последствиями на ро­дине. По этой же причине не стоит делать подарок, ко­торый однозначно читается как взятка, компенсация усилий или прессинг. Кстати, во многих странах офи­циальным и должностным лицам запрещено прини­мать от партнеров дорогие подарки. Поэтому лучше маленький сувенир в конце переговоров, а также регу­лярные, без опозданий поздравления с праздниками, в том числе и национальными (как, например, День независимости или День благодарения в США). 

Идеальный подарок зарубежным друзьям — цветы. В нашей традиции считается, что это типовое подно­шение женщинам и артистам. В странах же с победив­шим феминизмом и строгим соблюдением равенства полов в деловом мире все равно, кому вы дарите букет. Единственное требование: это должен быть строгий букет из цветов темных оттенков — бордовых роз, красных гвоздик, фиолетовых ирисов или темных гладиолусов. Цветы в офисе должны быть оформлены в строгую, но изящную композицию. Иногда домой или в гостиницу посылают не составленные в букет цветы, чтобы дома хозяин мог почувствовать себя фитодизайнером, проявить тонкий вкус. Принято дарить и цветы в горшках, они украсят офис. 

Особенно внимательным надо быть при вручении по­дарков партнерам из Азии. Щепетильные китайцы или японцы не подадут вида, если они обижены, но ничего хорошего это не сулит. Поэтому при при­еме зарубежных гостей или визите в другую страну лучше ознакомиться с традициями и обычаями другой нации.

Так, японцам не стоит дарить подарок из четырех предметов. Это число связано со смертью. В Китае слу­жащим запрещено законом принимать персональные подарки, поэтому ваши сувениры должны быть адре­сованы всему коллективу или предприятию в целом. Но не стоит дарить часы, китайцам они напоминают о скоротечности жизни. Для жителей Поднебесной важно также, как именно вы подарите свой сувенир. Его надо вручать двумя руками, слегка наклонившись вперед.

Не менее сложно и с европейскими партнерами, хотя здесь царят более демократичные традиции. 

В Герма­нии лучше не дарить желтые и белые цветы в одном букете — для немцев это знак траура. Число цветов должно быть четным. Деловые подарки в Германии не очень распространены. Если же вы все-таки решили вручить презент, то он должен быть напрямую связан с вашей организацией (т.е. символизировать то, что вы производите или чем торгуете). 

Легче всего в Италии: хотя деловые подарки необяза­тельны, но никто не изумится, если вы поднесете руч­ку, или портмоне, или офисные принадлежности. 

А вот во Франции не принято обмениваться деловыми подарками в первую встречу, позже можно подарить сувенир с национальным колоритом. 

В Англии, как и в Испании, деловому партнеру можно подарить по­сле встречи зажигалку, ручку или календарь с вашим логотипом. Более дорогой подарок насторожит ва­ших партнеров. С большей признательностью бри­танцы или испанцы примут приглашение в театр. На Рождество они спокойно отнесутся к алкогольным напиткам или кондитерским изделиям. 

Не менее корректным надо быть и по другую сторону океана. В США деловые подарки воспринимают настороженно. Американцы опасаются, что они могут быть расценены как взятка, а с этим в США очень и очень жестко. Политики, к примеру, не могут принимать по­дарки дороже 20 долларов. Все более ценные предме­ты и услуги считаются подарком не человеку лично, а той организации, которую он представляет. Но при этом сами американцы могут за счет фирмы пригла­сить своего делового партнера в ресторан, устроить отдых за городом или на курорте. 

Не приняты доро­гие подарки и в Австралии. Поэтому там лучше огра­ничиться ручкой, зонтом, блокнотом, брелком или кружкой.

Наибольшую трудность представляют личные подар­ки. Если вы принимаете зарубежного коллегу у себя дома, то преподнесите ему билеты в лучший музы­кальный театр вашего города (Большой, Мариинский и т.д.). Можно пригласить его в ресторан с русской кухней — вы как хозяин имеете право предложить ему познакомиться с национальным колоритом нашего стола. По традициям нашей страны всегда преподно­сят гостинцы в дорогу. Если ваш деловой партнер знаком с традициями и благосклонно относится к ним, то легко подойдет типовой набор «Водка плюс икра» (это пропускает таможня любой страны). Или более европейский вариант — коньяк плюс коробка хоро­шего шоколада. Но если вы не уверены во вкусах ваше­го партнера, от этого подарка лучше отказаться. В этом случае можно подарить ему какой-то сувенир с национальной символикой, а к нему приложить шо­колад или икру, поскольку такие подношения приня­ты во многих странах мира.