Магазин-витрина товаров ручной работы
Назад

05.03.2012

День учителя. Что подарить учительнице. Что подарить учителю

Первое воскресенье октября — единственный профессиональный праздник, который мы празднуем всей страной. Это и понятно, ведь сначала мы учимся сами, а потом в школу ходят наши дети. Мало того, в идеале каждый из нас должен не только «посадить дерево, вырастить сына, написать книгу или построить дом», но и воспитать ученика — последователя нашего дела. Что же подарить учителю в День учителя.

День учителя — это повод подарить подарок всем тем, кого мы считаем своими учителями в широком смыс­ле слова. Мы всю жизнь постигаем «простые истины», и нам помогают в этом разные люди. Уместность по­дарка определяют отношения, которые нас связывают с учителем. Однако если мы говорим о простом смыс­ле праздника День учителя — школьного педагога, то в своих подарках мы должны исходить из «правил игры» — школа, ученик, родитель. Нужно также по­мнить и об экономической ситуации в стране. Преж­де всегда дарили конфеты и цветы, книги, авторуч­ки и наглядные пособия для кабинета. Еще недавно это было удачным способом выразить свое внима­ние — необременительным для дарителя и необид­ным для одариваемого. Сегодня не секрет, что наши учителя получают очень маленькую зарплату. Полу­чить от 30 человек в классе бессмысленные коро­бочки конфет ценой по 30 рублей — это не знак внимания, а знак пренебрежения. Конфеты протух­нут, их не съесть до следующего праздника. Букеты цветов? Подумайте, как себя чувствует человек, по­лучая 1 сентября и в начале октября «миллион алых роз», которые завтра завянут. Наглядные пособия? В общем-то они нужны нашим детям, а вовсе не пе­дагогам. Лучше, если родительский комитет позабо­тится обо всем, что нужно по предметам, в рабочем порядке. Это включает в себя карты, глобусы и под­писные издания (будь-то журналы «Квант», «Химия и жизнь» и другие). Не будем лукавить: таким подар­ком мы обеспечиваем качество образования наших детей, а не праздник учителя. Подарок должен все-таки быть личным и выражать собственно интересы того, кому мы его преподносим. Как и на любой праздник, нужно готовить подарки, которые обрадуют того, кому предназначены. А в си­туации с учеником и учителем, школой и классом они должны быть еще и такими, чтобы не выглядеть как взятка. Исходя из всего этого, напрашивается вывод: подарок должен быть коллективным. Скорее всего, это нечто серьезное для классного руководителя и основ­ного предметника (в языковой школе — по языку, в ма­тематической — по математике, в спортивной — тре­неру и т. д.) и какие-то скромные дары всем остальным учителям (от пения до изо). Здесь главное не забыть ни одного человека. Для того чтобы это не вылилось в дешевые шоколадки и открытки, на сегодняшний день вполне уместным можно считать следующую организацию торжества. Члены родительского комитета школы договариваются между собой и делят ответственность за праздник. Учителя в этот день приходят в учительскую и видят красиво накрытый стол, где есть и шампанское, и торт, и вкусные бутерброды, и цветы. Важно соблюсти меру и, кроме того, нужно дать почувствовать, что вечеринка (или утренник) ор­ганизованы не родителями, а детьми. Поэтому такой стол обязательно нужно украсить поздравлениями, написанными школьниками. Хорошо, если печенье или пирожки дети приготовят вместе с родителями. В этот день каждый учитель почувствует себя членом коллектива — равным, уважаемым и любимым, — и учитель по химии, которую никто не понимает, и учительница географии, чей предмет не основной. А если в вашей школе не приняты подобные застолья, то подарком ко Дню учителя могут быть цветы, но не срезанные и собранные в букеты, а растения в горш­ках, которые украсят учительскую, холлы, столовую и сделают жизнь педагогического состава более при­ятной, комфортной и устроенной. Это может быть цветущий куст, или дерево, или редкий вид кактуса. В каждый горшочек нужно вставить табличку с пояс­нением, но не латинское название, а «5-й класс такого-то года». В следующем году появится другой пятый класс, но нашим детям будет приятно видеть, как рас­тут они сами и растение, подаренное школе. А в этом и есть смысл праздника — снять все противоречия и острые моменты в отношениях учителей и учени­ков. И последнее. При покупке растения проконсуль­тируйтесь со специалистом-флористом: растение должно быть достаточно неприхотливым, чтобы ни в коем случае не погибнуть от сложной жизни в шко­ле, когда в него то пульнут шариками из трубочки, то забудут полить, то закопают котлету... Если с подарками школе и педсовету нам все ясно, то перейдем к щекотливому вопросу о подарках «лю­бимому учителю» (классному руководителю или предметнику). Понятно, что нельзя дарить деньги. Понятно, что нельзя дарить предметы личного свой­ства (косметика, аксессуары типа шарфика или сум­ки, одежда и т. д.) — никогда не угадать запросов и вку­са. Исключение составляют духи, но только в том слу­чае, если вы точно знаете, какие духи любит этот человек и что он нуждается в новом флаконе. Если у вас не сложились столь доверительные отношения с педагогом и вы не знаете его увлечений, будь то ду­хи или предметы коллекционирования, то, конечно, перед вами стоит сложный вопрос. Правда, если, на­пример, учительница — меломан или театрал, ей можно подарить билеты в Большой театр, абонемент в консерваторию или компакт-диск с той музыкой, которую она предпочитает. Однако если вы живете в большом городе, где есть филармония и художест­венный музей, то, поверьте, педагог знает, как провес­ти свой досуг. Головокружительные по ценам альбо­мы, отражающие творчество и мастерство одного ху­дожника, вряд ли ему понадобятся. Может, уместнее подумать о том, что нас самих развлекло бы в часы до­суга: журналы мод или издания с выкройками, рецеп­тами, благоприятным астрологическим прогнозом, душевной беседой с людьми науки и культуры и про­чими интересными вещами стоят сегодня довольно дорого. Годовая подписка на подобного рода издания обрадует учителя не меньше, чем нас самих. Если по­том наши дети расскажут, что в учительской обсужда­лись кулинарные рецепты, почерпнутые из этого журнала, то появляется идея для подарка к следующему Дню учителя — бытовая техника (от миксера до соко­выжималки), без сомнения, понравится вашему стро­гому педагогу. Вообще, задумываясь над подарками, хорошо разработать долгосрочную программу, чтобы не паниковать каждый год и не дарить случайной бес­смысленной ерунды.

Даже в том случае, если мы не знаем никаких заветных желаний педагога, все равно какой-то информацией мы обладаем — в любом случае мы должны исходить из характера и особенностей человека. Так, молодому учителю будет приятно в начале профессиональной деятельности получить подбадривающие смешные су­вениры от класса. Дети шушукались, что новая «Марь Иванна» тайно курит в туалете, значит, можно пода­рить ей красивый портсигар и мундштук, керамичес­кую пепельницу с фигурками каких-нибудь чертиков или что-нибудь в этом духе. Учитель физкультуры два раза в неделю нервничает, опаздывая на свидание, значит, его обрадует красивая бутылка шампанского и два фужера в нарядной упаковке — ему есть с кем от­праздновать и погордиться перед своей избранницей, как его понимают и уважают ученики (иногда и он мо­жет отойти от здорового образа жизни). У вашей учи­тельницы внуки — ей будут кстати мягкие игрушки, детские книжки, компакт-диски с веселой музыкой, которые доставят радость ее внукам. Но все это совершенно не годится в том случае, если классный руководитель — одинокая женщина сред­них лет. Лучше ей подарить модный чайный сервиз — у нее будет лишний повод пригласить друзей и подруг в гости. Между прочим, популярный на Западе пода­рок учителю, состоящий из дорогого сорта чая, кон­дитерских изделий и фарфора, тоже уместен. Но для того, чтобы это не выглядело как подачка «на чай» и не было дежурными конфетами, как медсестре или лиф­терше, нужно сделать все, чтобы подарок был подар­ком: если чай, то в фарфоровой банке. Если к этому прилагается керамическая кружка с именем-отчеством, то такая, чтобы ее можно было гордо носить в учительскую. Если хотите преподнести сладости, то испеченные совместно девочками и мальчиками всего класса и снабженные пожеланиями, смешными стихами, поздравлениями к каждому пирожному или конфетке — по числу учеников в классе. В выпускном классе замечательно подарить дорогой с кожаным тиснением фотоальбом, в который со­брать фотографии жанровых сцен, портретов и ре­портажей о событиях школьной жизни учеников и пе­дагогов класса за все годы, проведенные вместе. Ну и, конечно, если основной педагог или классный ру­ководитель у вас — преподаватель иностранного язы­ка, считайте, что вам повезло сразу. Потому что в этом случае можно дарить и дорогостоящую книгу на язы­ке, и музыку, и любые сувениры, связанные с англий­ской или французской жизнью (смотря какой язык преподает ваш учитель). Даже если по каким-то при­чинам ваш сувенир не очень понравится, он будет ук­рашать класс, вызывать восхищение остального пед-состава и даст возможность вашему учителю победить в конкурсе за лучшее оформление кабинета. В художественных и музыкальных школах тоже при­нято дарить подарки ко Дню учителя. Но здесь склады­ваются обычно более доверительные отношения меж­ду учениками и педагогами, во-первых, потому что за­нятия индивидуальны, а во-вторых, предполагается, что в будущем это люди одной профессии. И посколь­ку это творческие дисциплины, то и презенты могут быть в вольном стиле. Букеты цветов как знак восхи­щения и признательности вполне уместны, но также допустимы «недетские» подарки — коньяк, виски, шампанское, особенно если они предназначены педа­гогам-мужчинам. В отличие от учителей общеобразо­вательной школы, все эти люди любят подарки эфе­мерные — то, что обрадует их на один день. Никакие предметы интерьера — от вазочек, графинчиков, сер­визов до пепельниц и клеток для любимого попугая — дарить им не стоит. Учителя в этих школах — большие эстеты, поэтому сами могут определить, что им соот­ветствует, а что нет. Любой сувенир не из их жизни мо­жет их оскорбить. Также нет смысла дарить им про­фессиональные подарки — сегодня они любят Гайдна в этом исполнении, а завтра — в другом. Вы подарили набор кисточек, а ваш педагог решил искать себя в другой технике. И эти кисточки, подаренные от чис­того сердца, сковывают его и тормозят фантазию. Для учителей творческих школ любой праздник дол­жен напоминать вернисаж и премьеру: цветы, шам­панское, атмосфера... Вот об атмосфере нужно поду­мать заранее — стихи, песни, капустник, придуманные на этот случай, будут приняты с благодарностью.