Магазин-витрина товаров ручной работы
Назад

16.01.2012

История происхождение пуговицы

Древние люди вместо пуговиц соединяли куски своей одежды шипами от растений, косточками животных и палками. В Древнем Египте уже использовались пряжки или один кусок одежды продевался в отверстие, сделанное в другом, или концы просто связывались.

Кто именно изобрел пуговицу, неизвестно: одни ученые склоняются к тому, что это были греки или римляне, другие - что пуговица пришла из Азии. Делались они преимущественно из слоновой кости.

Широкое распространение пуговицы получили только в XIII веке. И почти до XVIII века были признаком богатства и знатного происхождения: короли и аристократия могли позволить себе заказать пуговицы из золота и серебра. В начале XVIII века пуговицы стали делать из металла и меди, но почти до конца XIX века пуговицы были настолько дорогим товаром, что их перешивали с одной одежды на другую.

В России пуговицы известны с VI века, но не всегда их использовали для застежки. Большие пуговицы-обереги, полые, с каким-нибудь камешком внутри, чтобы звенели как бубенцы, могли и просто пришить к одежде - вовсе без петли, и эта роль пуговицы до поры до времени считалась в нашей стране основной. А когда такие обереги вышли из употребления, Россия стала равняться на Европу - во всем, в том числе и в пуговичной моде.

Покажи мне свою пуговицу и я скажу, кто ты

Покажи мне свои пуговицы, и я скажу тебе, кто ты - так можно было бы перефразировать известную пословицу. Эта, казалось бы, самая прозаичная деталь костюма скажет посвященному о его хозяине не меньше, чем обувь, часы или сумка Так было не только в Средневековье, когда европейцы научились наконец шить и носить одежду, скроенную по фигуре, и без пуговиц они больше не могли обойтись. Эти маленькие кругляши с дырочками были важным опознавательным знаком и в эпоху Возрождения, когда наряд дамы могли украшать больше сотни мелких пуговок из металла, камня или стекла, и они выглядели как бусы. 

По этим, как теперь сказали бы, аксессуарам можно было оценить не только вкус хозяйки, ее происхождение и место жительства, но и размер кошелька ее спутника жизни. А уж о чиновнике или военном, на чей мундир были нашиты литые пуговицы с гербами и символами рода войск, они могли сказать больше, чем раскопал бы иной агент, засланный в тыл врага. «Судя по пуговицам вашего вицмундира, вы должны служить по другому ведомству», - сказал гоголевский Нос коллежскому асессору Ковалеву, отвернулся от него и продолжал молиться. Сказал - как отрезал, а были бы у того другие пуговицы - и разговор был бы другой. Регламент был строг до абсурда: в допетровской России, например, каждый вид платья предполагал конкретное число пуговиц. Если к кафтану следовало пришить 3, 8, 10, 11, 12, 13 или 19 пуговиц, то к шубе-8, 11, 13, 14, 15 или 16. Самое большое количество пуговиц полагалось иметь на тегиляе - стеганом кафтане с коротким рукавом, который носили и ратники, и цари. У Ивана IV (Грозного) на одном таком кафтане было 48 золотых пуговиц, на другом - 68. А иначе кто бы узнал в нем царя.
 Сегодня регламента на этот счет не существует - есть только правила приличия. Мы знаем, какие пуговицы должны быть на платье в стиле сафари, а какие - на костюме Chanel. И сколько совершенно бесполезных пуговичек должно быть на обшлаге рукава мужского костюма, тоже ни для кого не секрет, как и то, сколько функциональных пуговиц на этом пиджаке должно быть застегнуто. И знаменитые металлические пуговицы для альпийских курток из шерстяного лодена - известно, что хотя бы половину из них должны украшать эдельвейсы, даже если они будут только на одной из них - не беда.

От мозаики до пластмассы

Все прогрессивные идеи и новые технологии находили свое отражение в пуговичном деле. В XVI веке появились венецианские пуговицы, сделанные по технологии cracle glass, когда стеклянная раскаленная пуговица резко погружалась в холодную воду, а образовавшиеся трещинки снова заливались стеклом, и свет преломлялся в них, как в драгоценных камнях. На сто лет позже во Флоренции стали носить мозаичные dura mosaic, собранные на золотом или серебряном каркасе из крохотных кусочков камня или стекла. И примерно тогда же мастера стали подкладывать под стекло цветную фольгу -такие пуговицы назывались rhinestones.

Расцвета пуговичное искусство достигло в XVIII веке, когда появились эмалевые застежки в виде миниатюр, копирующих работы Буше и Ватто. В частности, пуговички plique-a-jour - их делали, наплавляя стекло и фарфор на сетку из проволоки, медной или золотой, а потом расписывали. Подобие венецианских cracle glass существовало в Поднебесной задолго до венецианцев. И уже в XV веке возникла японская фарфоровая школа Сатсума, чьи мастера к XVIII столетию стали расписывать пуговицы пейзажами и цветочными букетами. 

Причем только на экспорт: кимоно подвязывали висящими на шнурках нэцке. А из фарфора делали еще в конце XVIII века китайские трафаретные пуговицы china stencils - черно-белые, голубые и темно-зеленые. Их сохранилось несколько десятков, и секрет росписи этого раритета, напоминающего мотивы модерна, до сих пор не открыт. Это, впрочем, не помешало в 1930-х годах, после изобретения пластмассы, повторить трафаретные пуговицы в новом материале, позволив наслаждаться их красотой миллионам. С тех пор ничего нового в пуговичном жанре не придумано. Значит, нет в том особой нужды: человечество так много в этой области уже изобрело, что на наш век точно хватит.

Источник: журнал "Madame Figaro"