Магазин-витрина товаров ручной работы
Назад

02.11.2011

Новый год. Новогодние традиции и обычаи. Что дарят в разных странах на Новый год.

Средний подарок на Новый год по статистике весит 900 г, а это значит, что для доставки каждому его заказа Деду Морозу потребуется 214 200 оленей. Ни одному пусть даже самому влиятельному сказочному персонажу это будет не под силу. И поэтому на Новый год мы получаем подарки вовсе не от Деда Мороза (Санта-Клауса). Ему помогает в этом множество волшебных персонажей.

В Германии, где зародился обычай ставить и наряжать елку, а также чьи кондитеры придумали шоколадных дедов-морозов, с XIX века малышам подарки прино­сит Вайнахтсманн. Он считается прямым потомком святого Николая и Кнехта Рупрехта — мифического солдата, которым матери пугали расшалившихся детей.

В Швеции подарки в чулки кладет гном Юль Томтен, живущий в подвале каждого дома. Греческих малышей поздравляет святой Василий.

Во Франции в Новый год ждут Пера Ноэля, но он ни­когда не приходит один — рядом с ним всегда нахо­дится бдительный Пер Фуэттар (буквально Дед с роз­гами), который, правда, никого не бьет, но следит за поступками детей, хорошими и плохими, и дает сове­ты Перу Ноэлю по поводу подарков. Как истинный француз, Пер Ноэль обязательно спускается в винный погреб, где чокается с винной бочкой, поздравляя ви­но с праздником.

А вот у итальянцев, по традиции выбрасывающих в новогоднюю ночь из окон старую мебель, Дед Мо­роз — дама, которую зовут Ла Бефана: это добродуш­ная ведьма, спускающаяся в дымоход на огненной метле. Легенды гласят, что Бефана подметала пол, ког­да около нее остановились три мудреца и позвали ее посмотреть на младенца Иисуса. «Нет, я слишком заня­та», — сказала она. Позже она передумала, но было по­здно. И теперь в сочельник она обязательно уходит из дома искать Святого Младенца, оставляя для него по­дарки в каждом доме.

Но это еще ничего. Финским детям подарки приносит козел в красной шубе — Иолупукки. Его имя так и зву­чит «праздничный козел», что символизирует осла, на котором Христос когда-то въехал в Иерусалим. Правда, от традиционного Санта-Клауса финны тоже не отказываются, ведь решением ООН в 1984 году Ла­пландия официально провозглашена «Землей Деда Мороза».

В Дании Деда Мороза зовут Юлеманден, в Норвегии — Юлебукк. И это все тот же финский козлик. Австрийцы и швейцарцы ждут в Новый год Сильвестр-клауса. Существует легенда о том, что Римский папа Сильвестр (314 год) изловил ужасного морского мон­стра. Монстр пообещал вернуться в 1000 году и унич­тожить мир, но, к всеобщей радости, этого не случи­лось. С тех пор в Австрии и Швейцарии эту историю вспоминают на Новый год. Люди наряжаются в маска­радные костюмы и называют себя Сильвестрклаусами. Для британцев одна из главных фигур Рождества — святой Стефан, погибший за Христа и считающийся покровителем лошадей. Подарки же дети заказывают Father Christmas (буквально Отец Рождество). Ему на­до написать подробное письмо с перечислением по­желаний и бросить письмо в камин. Дым из трубы до­ставит список пожеланий прямо по назначению.

Американцы позаимствовали европейские традиции, но создали собственный праздничный персонаж — повелителя холода Санта-Клауса в красном жакете на меху, в красных штанах и сапогах, разъезжающего в санях, запряженных северными оленями. Колумбий­цы называют его Папа Паскуале, жители Панамы — Папай Ноэль.

Санта-Клаус добрался даже до Японии, хотя там есть бог Хотейошо с глазами на затылке. А маленькие ки­тайцы вывешивают на стенах чулки, куда Дун Че Лао Рен (Дедушка Рождество) кладет свои рождественские дары. Вьетнамцы считают, что в каждом доме живет бог и в Новый год этот бог отправляется на небеса, чтобы там рассказать, как провел уходящий год каж­дый из членов семьи. Когда-то вьетнамцы верили, что бог плавает на спине рыбы карпа, поэтому в наше вре­мя на Новый год вьетнамцы иногда покупают живого карпа, а потом выпускают его в реку или пруд. Бывает, Дед Мороз принимает совершенно невероятные об­разы, как, например, у туземцев островов Самоа, где он выплывает из моря в виде морского червя Палоло. А у эскимосов Аляски он оборачивается тюленем. Ско­товодам Монголии Дед Мороз является в виде погон­щика скота. Индусы уверены, что в Новый год все зави­сит от богини Лакшми.

Наш Дед Мороз, или Мороз Иванович, похож на аме­риканского Санта-Клауса, что неудивительно. Русский Дед Мороз моложе Санта-Клауса. Его образ сложился лишь во второй половине XIX века. Снегурочка вошла в праздничную жизнь лишь после замечательной сказ­ки Александра Николаевича Островского. Кстати, если у вас большая семья и Деда Мороза вы уже неоднократно заказывали; если ваши дети в курсе, что северного оленя изображает соседский бульдог, а вы даете им напрокат своего сенбернара для роли белого медведя; если вы меняетесь усами и бородами и ваши дети в курсе, что если это не папа, то непременно дядя Петя; если вы сами к Новому году из-за хлопот не тяне­те на Снегурочку, то смело вводите новых персонажей.

Если муж не хочет быть рождественским козликом, то сами соглашайтесь на эту роль и просите новую шу­бу. И если он заартачится, то предложите ему встре­тить Новый год по-французски, где он может, конеч­но, исполнять доброго Пера Ноэля, но уж Пера Фуэттара вы найдете сами, и, возможно, это будет ваш любимый начальник.

Но в целом организация праздников и фейерверков в новогоднюю ночь лежит на мужчинах, а подарки и праздничный стол — на женщинах. Кстати, несколь­ко слов о новогоднем столе. Гастрономические подар­ки на Новый год приняты во всем мире. Если вы устра­иваете праздник, на котором собираются все члены семьи — выросшие дети, племянники, братья и сест­ры, то они вместе готовят праздничный стол и каждая дама наверняка захочет продемонстрировать свое ма­стерство. Получится застолье в разных традициях. В Британии, где к традициям, особенно рождествен­ским, относятся благоговейно, в украшенных омелой и ярко-зеленым с красными ягодами падубом домах начинают застолье с утра. Вернее, не с застолья, а с ожидания праздника. Англичане, привыкшие плот­но завтракать, поглощая яичницу с беконом, жареные почки, сосиски, тушеную рыбу с рисом и рублеными крутыми яйцами (kedgeree), копченую селедку (kip­pers), овсяную кашу (porridge), тосты, т. е. жареный хлеб с маслом, апельсиновый мармелад и многое дру­гое, отказываются от традиционного утреннего рас­порядка дня. В рождественское утро они предпочита­ют маффины — горячие кексики с начинкой из клюк­вы или других ягод. Впереди — большой праздничный обед! И там королем будет запеченный в тесте свиной окорок в медово-горчичном сиропе. В Шотландии его заменяет бараний окорок с пряностями и маринован­ными грушами. А к этому полагаются песочные или слоеные тарталетки с ароматной начинкой из не­скольких видов изюма, яблок с цитрусовой цедрой и пряностями, ромом и коньяком — по старинным ре­цептам. Ну и непременно английский эль или шотландский джин «Гордон», который варят только в пору Рождества.

А помимо этого — заливная ветчина с травами, лосось в маринаде, традиционный устричный суп или суп-пюре из каштанов и моркови с кориандром. И нако­нец, самое главное — жареная фаршированная индей­ка! Индейка появилась в Великобритании в 1525 году и быстро вытеснила с праздничного стола англичан лебедей и гусей. У каждой хозяйки свой рецепт фарша: кто-то делает фарш из каштанов с беконом, кто-то из риса с пореем, другие предпочитают хлебно-ветчин-ную начинку или овсяно-колбасную. К индейке пода­ют запеченные овощи (как правило, картофель, брюссельскую капусту и т. д.), а порой и пряные сви­ные колбаски, и чернослив, зажаренные в обертке из тонких ломтиков бекона. А к этому предлагают хлеб­ный соус, соус из портвейна, соус на индюшачьем бульоне... И, наконец — десерт: знаменитый плум-пудинг, который делают за месяц до Рождества, а также ванильный заварной крем, или коньячный, или ро­мовый, или масляный крем. Кроме пудинга на стол подают Christmas cake — английский рождествен­ский кекс, который тоже готовится задолго до 25 де­кабря, а затем регулярно пропитывается коньяком или виски и в результате становится сочнее и вкус­нее, чем был вначале. Еще на стол ставят песочные и миндальные пирожные, фрукты и орехи, англий­ский заварной крем и традиционное шотландское печенье.

В Германии еще в начале декабря дома украшают вен­ками из хвойных ветвей с четырьмя свечами, а в кон­дитерских появляется свежеиспеченное рождествен­ское печенье: коричные звезды, миндальное печенье с белковой коричной глазурью, песочные коржики с ореховой начинкой, обсыпанные молотой сахарно-ванильной пудрой, шоколадные крендельки с глазу­рью, кокосово-марципановое печенье, фигурное пря­ное песочное печенье в форме фигурок святого Нико­лая,  ангелов  и  елок,  круглые песочные  печенья, усыпанные тонкими миндальными дольками, но са­мое главное — пряничные домики, которые однажды обнаружили в лесу Гензель и Гретель.

Вместо индейки немцы ставят на стол карпа со сливочно-хреновым или с прянично-пивным соусом. Как вариант — рож­дественское жаркое из зайца с красным винным или сливочным соусом или знаменитый немецкий жаре­ный гусь, фаршированный яблоками с черносливом или изюмом. И на гарнир — рождественский салат из 12 компонентов: вареного картофеля, селедки, шпига, вареной моркови, репчатого лука, яблок, маринован­ных огурцов, соли, перца, растительного масла, уксуса, горчицы.

Французы начинают праздничный обед с любимых устриц с ржаным хлебом, сливочным маслом, лимо­ном, винным уксусом и луком. В дополнение к этому копченый лосось, белое сухое вино, паштет из гуси­ной печени, вареная свиная голова, особая нежная бе­лая колбаса из белого мяса птицы, телятины, свинины и кролика с яблоками и, наконец, роскошная индейка, фаршированная каштанами, с бутылкой бордо или бургундского и зеленым салатом. За ней следуют сыры на выбор с тем же красным вином. И далее рождест­венский десерт Buche de Noel — рождественское поле­но, результат совмещения в конце XIX века старинной традиции, состоящей в том, что в течение всего кану­на Рождества в очаге должно гореть особое, рождест­венское полено, и фантазии французских кондитеров. Это бисквитный рулет с арочным шоколадным или кофейным масляным кремом внутри и снаружи, ис­кусно украшенный так, что действительно напомина­ет полено: из крема делается кора, из молотых фиста­шек — мох, из безе — древесные грибы и т. п. Сущест­вует также и специальное мороженое в форме рождественского полена... Раньше на Рождество пода­вали особо приготовленные разнообразные сухо­фрукты и цукаты, а также и до сих пор распространен­ные в Провансе так называемые 13 рождественских десертов... Все это заканчивается шампанским.

В соседних Бельгии и Люксембурге под Рождество можно попробовать свинину с пряными травами и ка­пустой, индейку с каштанами, телячью колбасу с трю­фелями, мясо вепря, кровяную колбасу, а также печенье в форме фигурок святого Николая, булочки, формой напоминающие спеленатого младенца, свернувшегося клубочком. На горячее — жареного гуся, жаркое из зай­ца или другой дичи, а на десерт — французское рожде­ственское полено и, конечно же, чудесные мозельские вина.

В Дании вам удастся отведать утку или гуся, фарширо­ванных фруктами, а также рисовый пудинг, посыпан­ный корицей.

В Голландии на Рождество в качестве закуски подают мусс из куриной печени с «пьяными яблоками» или ароматный суп из бычьих хвостов и мадеры. Основ­ное рождественское блюдо — жареная индейка или курица с разнообразными соусами и гарнирами. Традиционен также фазан с капустой, кролик, оленина или дичь. На десерт — различные кремы и кремы-мороженое, пряное печенье, традиционная нидерланд­ская рождественская выпечка — пышный крендель, фаршированный марципановой массой и усыпанный цукатами. И ко всему яичный ликер Advocaat. А к нему мороженое, шоколадный торт, шоколад и даже шоко­ладные инициалы.

Итальянцы ставят на рождественский стол угрей, па­ровую треску или окуня с белым вином, а также орехи, чечевицу и непременно виноград — символ здоровья, долголетия, благополучия. И конечно, праздник не об­ходится без пасты (макаронных изделий). Перед ин­дейкой настоящий итальянец обязательно съест та­релку равиолей, или тортеллини с ароматным мясным фаршем, или пропитанную соусом лазанью. А в каче­стве десерта на столе высится итальянский рождест­венский кулич panellone, полный сочных цукатов. В Испании также подают на Рождество индейку, а в со­чельник — жареного барашка или молочного поросен­ка. На закуску — парадное ассорти из различных испанских колбас и ветчин и дары моря, на десерт — рожде­ственские марципаны и нугу херес или анисовку. Португальцы перед жареной индейкой в канун Рожде­ства готовят традиционную сушеную треску баккалао с картофелем и капустой, а когда Рождество наступа­ет — жарят поросенка. На десерт же нередко подают особые сладкие гренки и очень сладкий портвейн. Греки жарят на праздник поросенка, к нему подают печеную картошку. На островах предпочитают индей­ку в вине. А затем десерт — особенное традиционное пряное, пропитанное медовым сиропом печенье melomakaiona.

Виноградную лозу во многих странах считают симво­лом изобилия, счастливого семейного очага. Поэтому на Кубе, в Испании и Португалии принято в новогоднюю ночь с каждым ударом часов съедать по виногра­дине: двенадцать ударов — двенадцать заветных жела­ний на каждый месяц.

В США стол не обходится без индейки, окорока и egg-nog — яично-винного коктейля со сливками. А вот в Венгрии и Австрии птицу на стол не подают, считается, что вместе с ней может упорхнуть и счастье. Австрийцы не терпят на столе раков и омаров — эти существа передвигаются задом наперед. Попробуешь такого и за год не продвинешься вперед. У японцев — свой набор «праздничных» продуктов: морская капуста дает радость, жареные каштаны — ус­пех в делах, горох и бобы — здоровье, вареная рыба — спокойствие и бодрость духа, икра сельди — счастливую семью, много детей. И обязательно на стол ставят ново­годние холодные закуски «о-сечи-риори», которые со­стоят из приносящей счастье холодной фасоли с рисом, рисовых пирожных, маринованных и свежих овощей. Китайцы накануне Нового года всей семьей лепят пельмени. Когда часы бьют ровно полночь, пельмени опускают в кипящую воду это традиционное действо означает, что Новый год пришел. К столу обязательно подают рыбу. По-китайски иероглиф «рыба» имеет и другое значение — «достаток», поэтому на столе наряду с другими яствами обязательно должны быть и блюда из рыбы.

Тибетские хозяйки пекут перед Новым годом множе­ство пирожков с самыми различными начинками, а потом всем их раздают, — чем больше раздашь, тем богаче будешь!

В польских семьях принято выставлять на новогод­ний стол двенадцать блюд, и среди них — ни одного мясного. Зато обязательны рыба, грибной суп или борщ, ячменная каша с черносливом, клецки с маслом и шоколадный торт на сладкое.

Финны считают главным новогодним напитком глинтвейн, а основным блюдом — особым способом приготовленную и запеченную ветчину. К ней подает­ся морковная или рисовая каша, причем с секретом. Тому, в чьей тарелке окажется один-единственный миндальный орешек, весь год будет абсолютно во всем везти.

И вот наконец подарки. Но подходят ли нам все тради­ционные подарки мирового сообщества? Скандинавы стараются дарить друг другу радио- и ТВ-аппараты, спортивные товары и ювелирные украше­ния из золота и серебра. Среди детей наиболее попу­лярны электронные игрушки.

А вот как распределились подарки в США: на первом месте — музыкальные диски, видеокассеты, на вто­ром — книги; за ними идут компьютерные програм­мы; затем — одежда, игрушки и бытовая электроника. У немцев лидером среди подарков являются сладости и коллекционные модели железной дороги, причем не только для детей.

Канадцы и британцы после ювелирных украшений, которые считаются бесспорным рождественским хи­том, дарят самодельные украшения — композиции из сухих цветов, венки, гирлянды, плетения, корзинки, куклы. Есть даже специальные магазины, предлагаю­щие материалы и заготовки всех сортов — от ниток, бисера и пенопластовых шаров (используемых, веро­ятно, на головы куклам) до уже почти готовых деревянных полочек и сундучков, которые остается только раскрасить и отлакировать по своему вкусу.