Магазин-витрина товаров ручной работы
Назад

28.12.2011

Откуда пошла традиция наряжать елку на Новый год

Можете ли вы представить теперь Новый год вообще без елки, без одной лесной красавицы? Наряд елки тоже символичен. Мы вешаем гирлянды, шары, игрушки в виде различных зверей, сладости, на макушку помешаем звезду, но почему так, а не иначе мы наряжаем елку, не задумываемся. А ведь все это имеет смысл.

Обычай наряжать елку и встречать около нее Новый год имеет языческие корни. Еще в Древней Греции и Риме дома украшали зелеными ветками, и делать это нужно было обязательно, так как считалось, что хвоя принесет здоровье и счастье в будущем году. Хвойные деревья же вечнозеленые, поэтому они стали символом вечной молодости, смелости, долголетия, достоинства, верности, огня жизни и восстановления здоровья.

Обычай украшать деревья существовал еще до наступления новой эры. В те времена считалось, что в их ветках живут могущественные духи (добрые и злые), и чтобы найти с ними общий язык и получить помощь, им подносили дары.

А традиция украшать елку имеет кельтские корни, потому что именно у кельтов Мировое Древо — важнейший элемент картины мира. Считалось, что Иггра-силь поддерживает небосвод, соединяет небо, землю и преисподнюю.

На площадях городов Европы хвойное дерево впервые появилось в XVI веке. В Англию обычай наряжать елку попал в середине XIX века, а в Россию он пришел при Петре Великом, который повелел «после благодарения Богу и молебного пения в церкви по большим проезжим улицам, и знатным людям и у домов нарочитых (именитых) духовного и мирского чина, перед воротами учинить некоторое украшение от древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых. А людям скудным (то есть бедным) хотя по древу или ветви над воротами или над хороминами своими поставить. И чтоб то поспело будущего генваря к 1-му числу 1700 сего года. А стоять тому украшению генваря по 7-е число того же года. Да генваря ж в 1-й день, в знак веселия, друг друга поздравля-ти с Новым годом и столетним веком, и учинить сие, когда на Большой Красной площади огненные потехи начнутся, и стрельба будет, и по знатным домам боярским U окольничьим, и думным знатным людям, палатного, воинского и купеческого чина знаменитым людям кое нужно на своем дворе из небольших пушечек, у кого есть, или из мелкого ружья учинить трижды стрельбу и выпустить несколько ракет, сколько у кого случится. А по улицам большим, где пристойно, генваря с 1-го числа по 7-е число по ночам огни зажигать из дров, или из хвороста, или из соломы. А где мелкие дворы, собравшись по пяти или шести дворов, тако же огонь класть, или, кто хочет, на столбиках по одной или по две или по три смоляные и худые бочки, напдлняя соломою или хворо* стом, зажигать, а перед бургомйстрскою ратушею стрельбе и таким украшениям по их усмотрению быть же». Сам царь первый пустил ракету, которая, огненной змейкой взвиваясь в воздухе, возвестила народу о наступлении Нового года, а вслед за этим согласно царскому указу началась потеха и по всей Белокаменной... Правда, обычай этот на русской почве долго не мог прижиться, видимо, потому, что ель в славянской мифологии тесно связана с миром мертвых. Можно считать, что чужим он был вплоть до революции. Да и потом еще некоторое время (до 1935 года) елка, как принадлежность религиозного торжества, была запрещена.

На верхушке елки горит звезда, обозначающая вершину Мирового Древа, она является точкой соприкосновения миров: земного и небесного. И, в принципе, не важно, какая это звезда: восьмиконечная серебряная Рождества или красная кремлевская, которой до недавних пор мы украшали свои елочки (ведь она символизировала силу власти, а власть и была иным миром). Шарики — это современный вариант яблок и мандаринов, плодов, символизировавших плодородие, вечную молодость или хотя бы здоровье и долголетие. Стоит только вспомнить сказки о яблоках, о молодильных яблоках или мифы о яблоках Гесперид либо о яблоке раздора. Яйца символизировали гармонию и полное благополучие, развивающуюся жизнь, орехи — непостижимость божественного промысла. Различного рода фигурки, как елочные украшения, появились не так давно, но имеют они большое значение. В основном это изображения ангелов, сказочных персонажей или героев мультиков, но все они — образы иного мира. А это позволяет говорить о том, что именно эти игрушки соответствуют древним фигуркам добрых духов, от которых ожидали помощи в будущем году.

Сейчас ни одна елка не обходится без гирлянды лампочек и блесток, то есть без мерцающих огоньков. Именно так в мифологии представляется присутствие сойма духов. Еще одно украшение— серебряный «дождик», спускающийся от макушки до основания, символизирующий дождь, струящийся от вершины Мирового Древа к ее подножию. Под елочкой обязательно должна быть фигурка Деда Мороза (можно со Снегурочкой), туда же кладут и подарки.